Найти тему
КОСМОС

Почему вы всегда заходите в самолет с левой стороны

Старая морская традиция

Когда люди сканируют свои посадочные талоны и стоят в очереди, чтобы попасть на коммерческий самолет, они обычно не задумываются о логистике такого рутинного процесса. Пока пассажиры двигаются по трапу к своему рейсу, они думают о том, как разместить свою ручную кладь или где находится их место. Они не задумываются о том, с какой стороны они входят в самолет. Это всегда левая сторона самолета. Люди всегда входят в самолеты с левой стороны.

Это не кажется чем-то удивительным, пока не осознаешь, что это происходит везде — будь то посадка на рейс в Мэдисоне, Висконсин, или Токио, Япония. В каждом аэропорту мира пассажиры заходят на свои рейсы с левой стороны. Но почему? Почему пассажиры садятся в самолет именно с левой стороны? Ответ на этот вопрос уходит корнями в эпоху парусников и древние морские традиции.

Любой, кто проводил время на лодках или кораблях, знает, что моряки используют термины «правый борт» (starboard) и «левый борт» (port) для обозначения правой и левой стороны соответственно. «Правый борт» — это термин, происходящий из древнеанглийского и означающий «сторона управления», поскольку рулевое устройство находилось справа. «Левый борт» называли так, потому что это была сторона, которая всегда приставала к порту. Корабли всегда швартовались левым бортом к причалу. Таким образом, независимо от того, в какой порт вы приплывали, все знали, как будет проходить швартовка, погрузка и разгрузка.

Пассажиры входят в самолеты с левой стороны, потому что когда-то они входили на корабли с левой стороны, в ту эпоху, когда люди гораздо чаще плавали, чем летали. На самом деле авиационная отрасль заимствовала многое из мира мореплавания. Такие термины, как «авианавигация», «руль» и «кабина» (cockpit), имеют морское происхождение и используются в коммерческой авиации. Когда пришло время проектировать самолеты и аэропорты, инженеры вернулись к привычке крупных судов швартоваться с левой стороны.

Даже до того, как появились телетрапы, и люди поднимались по трапу прямо с аэродрома, они все равно садились в самолет с левой стороны. Это связано с тем, что пилот находился слева от самолета, как водитель в автомобиле, и выглядывал в окно, чтобы оценить расстояние между крылом и терминалом и убедиться, что самолет припаркован правильно. Пилот подъезжал к терминалу левой стороной самолета, и пассажиры выходили и заходили с той же стороны.

Самолеты должны загружаться с одной и той же стороны по нескольким причинам. Во-первых, стандартизация, когда посадка происходит с одной стороны в любом аэропорту, помогает пилотам при заходе в незнакомые аэропорты. Было бы запутанно и добавляло бы неопределенности, если бы пилотам приходилось запоминать, с какой стороны происходит посадка — с правой или с левой.

Посадка с одной стороны также позволяет разделить наземную команду и пассажиров. Было бы небезопасно, если бы наземная команда заправляла самолет, загружала багаж и проверяла самолет среди пассажиров. Пассажиры и бортовой экипаж работают с левой стороны самолета, а наземная команда занимается правой стороной самолета. Это разделение повышает безопасность.

Для обеспечения безопасности, логистики и эффективности самолеты должны загружаться одинаковым образом каждый раз. Нужно было выбрать одну сторону для посадки, и был выбран левый борт, поскольку корабли всегда загружались с левой стороны. Этот интересный факт связывает современный мир с древним и подчеркивает, как многие морские традиции перекочевали в авиацию.

В следующий раз, когда вы будете лететь, обратите внимание на то, как вы садитесь в самолет с левой стороны. Это всегда будет так, куда бы вы ни летели. На первый взгляд это может показаться незначительным, но это результат многолетней стандартизации отрасли и вековых морских традиций.