Когда на экраны вышел фильм «Саша-Сашенька», далеко не все зрители поняли, что герой Высоцкого в этой картине поет под гитару голосом вовсе не Владимира Семеновича, а совершенно другого актера, ведь тогда барда в стране знали не все.
Сегодня сложно представить, как такое вообще могло произойти. Но произошло! Высоцкий, который и вовсе не знал о том, что его переозвучили, увидев на экране сие непотребство, пришел в ярость.
Дело в том, что Высоцкий был очень дружен с режиссером фильма Четвериковым. Виталий Четвериков даже специально прописал для приятеля роль, которой изначально в сценарии не было.
Высоцкий на тот момент был занят на других съемках – он снимался в картине студии «Беларусь фильм» «Я родом из детства». Владимир Семенович и не планировал быть занятым где-то еще, но Виталий Четвериков пообещал, что включит в фильм любую песню в исполнении Высоцкого, причем, Высоцкий мог сам выбрать материал.
Естественно, от такого предложения отказаться было сложно. В фильме прозвучала не полностью авторская песня, а песня, написанная на музыку композитора Таривердиева – Высоцкий часто исполнял ее на концертах.
Во время записи эпизода с песней, режиссер стал настаивать на том, чтобы исполнение было более классическим. Высоцкий же гнул свою линию, считая, что в классическом исполнении песня будет звучать неестественно. На этом разногласия не закончились.
По сюжету герой Высоцкого был артистом оперетты. И Виталий Четвериков решил нарядить персонажа в карнавальный костюм и нацепить парик. Артист сопротивлялся как мог, ведь в костюме космонавта, да еще и в парике «под блондина» он выглядел крайне нелепо. Но отказаться от роли Высоцкий не мог – в те годы такая выходка могла стоить карьеры.
В итоге Высоцкий надел костюм и парик, но при этом высказал Четверикову все, что о нем думает, причем, не стесняясь в выражениях и в присутствии всей съемочной группы. Режиссер затаил обиду.
Кстати, пострадал при работе над этим фильмом не только Высоцкий. Так, руководство киностудии, когда просмотрело отснятый материал, осталось недовольно работой Валерия Золотухина. и, хотя картина была практически готова, ее отсняли заново, заменив Золотухина Львом Прыгуновым.
Эпизод с Высоцким в карнавальном костюме из фильма было приказано убрать, а песню, которую он исполняет – переозвучить.
Обычно, при съемках таких музыкальных сцен, сначала записывается песня, а уж потом снимается эпизод, чтобы актер, слыша фонограмму, мог открывать рот в такт. Здесь же было все сделано с точностью до наоборот – отснятый уже сюжет с песней озвучивал другой человек, стараясь петь, подстраиваясь под мимику Высоцкого.
Переозвучивание сам Высоцкий расценил как месть Четверикова за прилюдное оскорбление. Он тогда и не подозревал, что ситуация повторится снова.
В том же 1965 году, когда вышел фильм «Саша-Сашенька», вышел на экраны и фильм «Стряпуха». Эту картину снимали на Кубани почти 2 месяца. К концу второго месяца съемок у многих начали сдавать нервы – обстановка на съемочной площадке была очень напряженной. Сказывалась усталость – актеры работали с 6 утра и до позднего вечера практически без выходных.
Режиссер Кеосаян был весьма требовательным и импульсивным, поэтому нередко возникали ситуации с недопониманием, обидами и резкими высказываниями в адрес друг друга. Высоцкий же был из числа тех актеров, который не терпел к себе снисходительного отношения. Кеосаян, в свою очередь, не принимал никаких импровизаций Высоцкого, считая, что ему виднее, как и что должны делать актеры.
Высоцкий же неоднократно перечил режиссеру, заставляя того нервничать, а потом и вовсе устроил драку с кем-то из местных жителей. Режиссер был намерен отстранить артиста от роли.
Однако за Высоцкого вступилась актриса Людмила Хитяева. Она обратилась к руководству киностудии, заявив, что отстранять артиста от роли только за сложный характер попросту нельзя. К словам Хитяевой все-таки прислушались и Высоцкого решено было оставить.
До съемок картины отношения Высоцкого и Кеосаяна были вполне себе дружескими, однако через два месяца съемок знаменитости уже практически не разговаривали друг с другом.
Существует много разных версий, почему Кеосаян решил переозвучить Высоцкого в «Стряпухе». Сам режиссер говорил, что артиста просто не нашли, когда пришло время работать над озвучиванием. Однако в нее в «киношной» среде мало к то верит. Тем более, что для переозвучивания режиссер не стал приглашать профессиональных артистов, а просто...озвучил роль сам.
Ну, и теперь третий фильм, где Высоцкий говорит не своим голосом – «Белый взрыв». Участие Высоцкого в фильме режиссера Станислава Говорухина было случайным: во время отдыха в Крыму артист с супругой Мариной Влади решили навестить Говорухина, который и уговорил Владимира Семеновича сняться короткой эпизодической роли – сыграть капитана.
Позже специально для этого фильма Высоцкий написал две песни: «К вершине» и «Но вот исчезла дрожь в руках». Ленту с записями он отправил Говорухину, но режиссер посчитал, что песни в картине будут лишними, так как могут «снизить накал драматизма».
Голоса Высоцкого в этом фильме нет не только из-за отсутствия песен – его персонаж был переозвучен актером Борисом Зайденбергом, так как, по словам сотрудников киностудии, где снимали фильм, Высоцкий не смог лично присутствовать на озвучании.
Также смотрите: