Найти тему
СДВГ

СДВГ и скука. 11 рекомендаций для приручения скуки.

Долгая дорога на Алтай. 9 часов в машине. Мы с сыном СДВГ-шкой прошли все этапы горевания по «потере времени в дороге», от отрицания до принятия. Естественно, было много гнева и была депрессия:

- Лучше бы я умер! Зачем я вообще родился на свет!

Сын это шипел себе под нос после очередного агрессивного выпада в сторону младшего брата и моей безуспешной попытки урегулировать беспричинный конфликт.

Слова о смерти мне уже приходилось слышать раньше. Но тогда они были результатом прямого конфликта со мной, когда я вовлекалась и проваливалась в осуждения и обвинения сына за его непримлемое поведение. Мой травмированный гиперчувствительный сын читал это как своё неприятие мамой, что было крайне болезненно для него. В пике своей боли он в отчаянии бросал мне эти слова…

В этот же раз (в машине) слова о смерти звучали иначе.

-Это похоже на то, что тебе Настолько нечего делать, Настолько скучно, что хочется умереть?

-Да…

В книге «СДВГ 2.0» Эдвард М. Хеллоуэлл и Джон Дж. Рейти используют интересную метафору для обозначения скуки. Они пишут, что скука для ребёнка с СДВГ, как криптонит для Супермена: скука убивает.

Мозг ребенка от нехватки стимулов начинает испытывать состояние близкое к коматозному. Чтобы подзарядиться, мозг пускает вход весь возможный и известный ему инструментарий.

Например, в машине сын "прошел" через пение на разные голоса и уровни громкости (что не может не раздражать присутствующих), толкание передних сидений, навязчивые агрессивные игры с братом, наконец, иррациональные вербальные атаки как в сторону брата, так и в сторону отца.

Конечно, я пыталась направить деятельность и интерес сына. Ненадолго, но помогали интеллектуальные игры и самомассаж. Например, я просила сына разуться и размять себе стопы, сама разминала его руки…

Игры в телефоне тоже отвлекали сына. Но после окончания игры наступал откат, становилось едва ли не ещё хуже из-за дофаминовой ямы: когда заканчивалась яркая стимуляция, мир становился ещё серее и непереносимей.

Борьба со скукой в условиях замкнутого ограниченного пространства и длительного времени пребывания в нем - это настоящий вызов для родителей СДВГ-шки.

Поездка на Алтай стала для меня уроком. Поэтому к обратной дороге я постаралась подготовиться. Домой мы возвращались гораздо легче: без серьёзных конфликтов и срывов.

И поэтому, руководствуясь опытом, я могу ответственно прописать рекомендации, как приручить скуку:

  1. Информирование и готовность. «Нас ждёт долгий путь/ожидание, будь готов, что это займёт столько то времени…»
  2. Совместные игры. Главное, чтобы было интересно.
  3. Вызов (интеллектуальный и не только). Задачи на сообразительность или на характер. Главное, чтобы задачи были по силам СДВГ-шке.
  4. Положительное подкрепление - похвала и добрые слова за сдержанность, внутренний контроль своих импульсов, за выполнение даже простых задач. Похвала даёт дофамин, который так необходим мозгу, чтобы не расклеиться в конец.
  5. Любимое дело. Например, на обратном пути сын вспомнил про наушники и много слушал свою любимую музыку. А так это может быть, например, рисование или сборка кубика Рубика. Последний кстати тоже стал нашим спасением на обратном пути.
  6. Антистрессы. Возьмите любимые игрушки с собой, они способны, как успокаивать, так и давать необходимую сенсорную стимуляцию.
  7. Контейнирование. Принимайте состояние своего ребенка, обозначайте это состояние, давайте ему поддержку и понимание в его переживаниях. Порой достаточно взять и сжать руку ребенку, чтобы сказать «я тебя понимаю и я с тобой».
  8. Массаж. Стопы, руки, голова. Поглаживания, пощипывания, растирания, проминания. Работа с телом - с одной стороны хороший способ релаксации, а с другой стороны - это разминка и подзарядка мозга.
  9. Тренировка осознанности. По возможности и уместности обращайте внимание ребенка на то, что с ним происходит. Расскажите, чем является скука для его мозга, как мозг её переживает и как борется с ней. Скажите ребенку, что иногда от скуки бежать не нужно. А надо понаблюдать за ней через своё тело. Сделайте опрос, какая часть тела наиболее скучает, как это в ней происходит. Попробуйте с ребенком продышать эту часть тела. Напишу об этом отдельный пост…
  10. Будьте осторожны с играми на гаджетах. Не давайте сразу играть. Оттягивайте максимально этот момент. Дайте ребенку поскучать. Лучше заранее обговорить график и продолжительность игр. Сведите к минимуму такую игру, чтобы избежать дофаминовой ямы.
  11. Будьте готовы сами, что придется столкнуться с переживанием скуки ребёнком в самом неприглядном ее виде. Главное знать, что у такого поведения есть причины. И оно пройдёт, когда станет вновь интересно.

#СДВГ #гиперактивность #агрессивныйребенок #воспитание #сдвгвдороге