Турция ждёт от России и Ирана эффективных мер по защите Сирии от агрессии Израиля. Такое заявление сделал Реджеп Тайип Эрдоган в субботу, 12 октября.
— Необходимо, чтобы Россия, Иран и Сирия приняли более эффективные меры против агрессии Израиля, — заявил руководитель государства, имеющего одну из самых сильных армий в регионе.
При этом об участии Турции в «эффективных мерах» Эрдоган не сказал ни слова. Как будто бы его прокси-силы не удерживают сирийский город Идлиб.
А чуть ранее, в начале октября, Эрдоган сравнил премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху ни много-ни мало — с Гитлером, который рано или поздно нападёт на Турцию.
С какой целью Эрдоган призвал Россию к борьбе с Израилем — об этом «Свободной Прессе» рассказал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
«СП»: Евгений Янович, Эрдоган действительно чувствует опасность для Турции со стороны Израиля и просит Москву о помощи, или затевает интригу?
— Эрдоган хочет втравить в драку тех, кто в ней пока ещё не участвует — Москву, в первую очередь.
А потом он придёт на руины и подберёт, что там осталось. Это — очень правильная позиция для турецкого султана.
Это называется — провокация, подначка. Бегает вокруг начинающейся разборки, переходящей в драку, персонаж и кричит: «Ребята, что же вы смотрите? Давайте! Вмешайтесь, вместе со всеми своими войсками, вы же уважаемые люди».
Эрдоган — молодец. Смотрим на него и радуемся.
«СП»: И Эрдоган может надеяться, что Россию удастся втянуть в его интригу?
— А почему бы нет? Разве Советский Союз не удавалось втягивать во все конфликты, которые только были? Москва в качестве столицы СССР воевала везде и по любому поводу.
В Египте и одновременно в Ливии, в Эфиопии и одновременно в Сомали, в Йемене северном и в Йемене южном. Военные советники Советского Союза, иногда — учившиеся на одном курсе, друг против друга стратегии выстраивали. Вы думаете, что Эрдоган этого не помнит?
Его задача — втравить Москву в драку с Израилем — вполне понятна. А он потом разберётся и снимет сливки.
Эрдоган — союзник США и Украины, у него не рвутся дипломатические отношения с Израилем. Он торгует с Израилем, и при этом крышует ХАМАС и «Хезболлу».
Он торгует с Россией и производит вооружения для Украины, а в турецких школах проходят, что от Волги до Алтая — великое тюркское государство.
Он делит с Китаем Казахстан — с Байконуром, с российскими деньгами, которые в Астану вложены. Молодец, красавец.
«СП»: А персов-то на какой крючок Эрдоган хочет подцепить?
— Иран воюет с Израилем давно, но впервые в истории может получить по своей территории ядерный удар.
Стратегия Тегерана — воевать с Израилем чужими руками на палестинских землях была чрезвычайно успешной. До такой степени успешной, что в последний год Израиль всерьёз обратил внимание на Иран.
В этой ситуации всё катится к ядерному удару по Ирану, а Эрдоган тут как тут. Подзуживает, подбрасывает дровишки в костёр, да ещё и бензинчиком поддаёт. А вдруг сработает?
«СП»: А какова, в принципе, причина противостояния Ирана и Израиля? Между ними 1,5 тысячи км, делить нечего.
— Я такой же вопрос задавал послу Ирана в то время, когда был президентом Российского еврейского конгресса. Посол посмотрел на меня добрыми умными персидскими глазами и сказал на русском языке, которым он владел замечательно:
«Так получилось, что из объяснений, зачем шаха свергали, ничего, кроме его хороших отношений с Израилем, не осталось».
Коррупция в Иране бешеная, война с Ираком ни к чему, кроме колоссальных жертв не привела. Безногих и безруких ветеранов в Иране множество. Зачем это было? Почему уровень жизни ниже, чем при шахе? Почему иранцы с американцами враги — интересуются в Иране — ведь при шахе нормально было.
Что дала Исламская революция? Ответ остается только один: грех шаха был в Израиле. Он сионистскому врагу нефть поставлял.
И вот если сейчас иранскому народу сказать, что Израиль им не враг — то те, кто поддерживают консервативную власть Ирана, — станут против нее. А вестернизаторы — они сейчас тихо против, а будут громко против.
«И вслед за шахом в прошлое улетит сегодняшняя власть Ирана», — честно объяснил мне посол.
«СП»: Хочется исходить из того, что Москва не поведётся на ближневосточные провокации. Но есть ли у Эрдогана какие-то шансы снять сливки с громких призывов к России?
— Это — вы меня просите вторгнутся в тайны российской внутренней политики, чего я никогда не делал.
Сегодня экспертное сообщество России занимает однозначно антиизраильскую политику. По каким соображениям — не важно, но это заметно. Включайте телевизор, любую программу.
Такие факторы, как полтора миллиона выходцев из русского мира в Израиле, миллионы или десятки миллионов граждан России, у которых есть родные или знакомые в Израиле — это не учитывается.
Знакомых и друзей в Иране — нет почти ни у кого. Но мы — союзники Ирана.
Это легко объяснить противостоянием между Россией и коллективным Западом, которое не мы начали.
А между тем, уже украинские прокси-силы Турции в Сирии обстреливают разные военные базы, что сталкивает лбами армии, а сама Турция как-то незаметно отжала Азербайджан по Шушинскому соглашению, которое превращает две страны в единый военно-политический блок.