Найти тему
Журнал Профиль

Отношения интернет-площадок и работников снова хотят урегулировать

Российские власти уже не первый год пытаются законодательно отрегулировать маркетплейсы. Новый закон «О занятости в РФ» подготовили ещё в конце пандемии, давшей мощный стимул развитию онлайн-экономики. Однако в процессе доработки документа было исключено понятие «платформенная занятость». Разбираемся, получится ли урегулировать отношения интернет-площадок и работников на этот раз?

©Дмитрий Коробейников/PhotoXPress
©Дмитрий Коробейников/PhotoXPress

Камнем преткновения стал вопрос классификации отношений работников с цифровыми платформами. Парламентарии не смогли прийти к компромиссу, считать ли их трудовыми либо гражданско-правовыми. В частности, сегодня платформы не платят социальные взносы. При этом профсоюзы уверены, что к отдельным категориям работников платформ применимы нормы Трудового кодекса, поскольку многие постоянные сотрудники заинтересованы в медицинском и пенсионном страховании и других социальных гарантиях.

Тем не менее, недавно предложенный депутатами Госдумы проект о штрафах для маркетплейсов не получил одобрения правительства. Попытки отрегулировать лишь часть платформенной экономики также не увенчались успехом. Тогда в Минэкономразвития предложили создать единую систему регулирования для всех цифровых платформ и обязать их обмениваться информацией с Федеральной налоговой службой. Пока эта концепция находится в стадии согласования. Почему Федеральная антимонопольная служба настаивает на её существенной доработке, читайте в полной версии статьи на сайте журнала «Профиль».