Российская Федерация инвестировала значительные ресурсы в обновление своего подводного флота, который в настоящее время насчитывает 58 субмарин.
Возвращение внимания к подводным лодкам также привело к возрождению концепций операций времён холодной войны в Северной Атлантике, таких как «бастионы» и «защита бастионов».
Бастионы — это морские районы, где Россия размещает свои морские силы ядерного сдерживания.
Российский флот должен защищать эти районы, не позволяя военным кораблям НАТО заходить в районы за их пределами. Это необходимо для обеспечения безопасности подводных лодок, которые могут нести ядерное оружие.
Границы «защищённого укрепления» охватывают пространство между Гренландией, Исландией и Великобританией (так называемая перемычка GIUK). В случае конфликта или кризиса военно-морские силы Соединённых Штатов Америки, оснащённые крылатыми ракетами «Томагавк», могут преодолеть этот пролив и нанести удар по важным объектам на территории Российской Федерации.
Задача тактических российских подводных лодок — не допустить проникновения американских военно-морских сил за пределы пролива GIUK.
Также стоит отметить, что в случае успешного прохождения российскими субмаринами через этот проход, они смогут заблокировать доступ Европы к Северной Америке в случае военного конфликта. Это может представлять угрозу для побережья Соединённых Штатов и, вероятно, позволит обнаружить американские ПЛАРБ.
Дистанция, на которой подводные лодки «Ясень-М» могут наносить удары по важным целям, делает необязательным преодоление барьера GIUK.
С помощью подводных лодок проекта «Ясень-М» Россия способна эффективно контролировать морское пространство между Гренландией, Исландией и Великобританией. Это также затруднит доставку подкреплений в Европу в случае возникновения кризисной ситуации.
Способность подводных лодок типа «Ясень» поражать наземные цели на больших расстояниях — это серьёзный вызов для западных представлений о том, что их основная задача в противолодочной борьбе с российскими субмаринами — это перекрыть им выход через пролив GIUK для защиты коммуникационных линий в Атлантическом океане.
В этой связи очень показателен эпизод произошедший в Баренцевом море и снятый нашими подводниками.
На видеозаписи запечатлён момент, когда самолёт-разведчик Lockheed P-3 Orion, принадлежащий Норвегии, сбрасывает гидроакустический буй в непосредственной близости от российской атомной подводной лодки «Князь Владимир». Инцидент произошёл в акватории Баренцева моря, когда российская субмарина всплыла на поверхность после выполнения задания.
В ответ экипаж «Князя Владимира» сымитировал применение переносного зенитно-ракетного комплекса (ПЗРК) против P-3. Для точного сброса гидроакустических буёв P-3 должен действовать на средних или малых высотах над морем, что делает его уязвимым для ПЗРК.
В целом, стратегическая важность этого участка Атлантического океана (GIUK) стала очевидной во время Второй мировой войны. В то время британские самолёты не могли эффективно контролировать Датский пролив, а Германия получила возможность разместить свой подводный флот на французском побережье (то есть непосредственно на берегу океана).
Усиление противолодочной обороны Датского пролива позволило значительно уменьшить потери конвоев, направлявшихся в Великобританию из США, от атак немецких подводных лодок.
После долгого периода безвестности, наступившего после завершения «холодной войны», вопрос о разногласиях между Гренландией, Исландией и Соединённым Королевством (GIUK) вновь стал одним из ключевых в сфере морской стратегии НАТО. Он также занимает важное место в планах других государств, особенно в контексте отношений с Россией.
Но все изменило появление в российском ВМФ АПЛ “Ясень-М”.
По данным специалистов НАТО одной атомной подводной лодки проекта 885М «Ясень-М» достаточно, чтобы остановить работу порта Бремерхафен, который является ключевым для США в Европе. Этот стратегически важный узел для переброски тяжёлой военной техники в Европу можно легко вывести из строя, так как для доступа к грузовому порту необходимо пройти через два шлюза. Кроме того, железнодорожная ветка, ведущая к порту, проходит через два железнодорожных моста. Уничтожение этих объектов сделает порт непригодным для использования американскими военными. Понятно, что удары будут наноситься ракетами с ядерными головными частями.
В качестве альтернативы НАТО может рассматривать порты Роттердам и Антверпен, которые, благодаря своим размерам, более устойчивы. Однако и у них есть свои недостатки, подобные тем, что есть у Бремерхафена.
Благодаря увеличению дальности поражения российского военно-морского флота, Фареро-Исландский рубеж (GIUK) — линия противолодочной обороны НАТО в Северной Атлантике — утрачивает своё стратегическое значение. Теперь Россия может предотвратить переброску подкреплений НАТО из США на европейский театр военных действий, не вступая в прямое столкновение с военными кораблями противника в открытом океане.