Найти в Дзене
Будо Глобал

Кинематограф Советского Союза и России: боевые киноэпизоды в фильмах советского периода (часть 1 из 3)

Оглавление

Уважаемые читатели! Вашему вниманию предлагается фрагмент книги Джахангира Шахмурадова под рабочим названием «Путь карате на одной шестой части суши. Прошлое, ставшее настоящим». Надеемся на скорый выход этого, безусловно, интересного для самого широкого круга читателей, исследования.
На страницах журнала мы уже представляли Шахмурадова — мастера, взявшего на себя тяжёлую ношу беспристрастно рассказать об истории карате в Советском Союзе, в России и в бывших союзных республиках. Повторимся — Джахангир первый в СССР спорт­с­мен, получивший звание мастера спорта по карате, ученик легендарного Алексея Штурмина. Человек энциклопедических знаний, имеющий несколько высших образований — в том числе, и по режиссуре.

Официальная история советского кинематографа началась 27 августа 1919 года, когда Совнарком принял декрет о национализации кинодела в Советской России — впоследствии этот день стал отмечаться как День кино. На территории большой страны планомерно и последовательно открывались киностудии, каждая со своей спецификой и направленностью.

Для современного отечественного кинозрителя советский кинематограф (как, впрочем, и западный) — совершенно неизученный и малознакомый мир с очень интересными находками, блестящими работами кинорежиссёров и представителей отечественной школы актёрского мастерства.

Советский кинематограф — это было кино мирового уровня. У старшего поколения, родившегося и жившего в советской России, сохраняется глубокая ностальгия по фильмам того периода, в сравнении с западной продукцией, с их «стрелялками» и обделёнными примитивными сюжетами. К сожалению, за всю историю советского, а затем и российского кинематографа фильмов непосредственно о боевых искусствах снято не было. В основном в картинах присутствовала (в большей или меньшей степени) постановка боевых киноэпизодов, драк с применением прикладных техник единоборств. Следует отметить (и для многих это может стать откровением), что в советское время свою лепту в этом направлении внесли киностудии республик Средней Азии — «Узбекфильм», «Таджикфильм», «Киргизфильм», «Казахфильм». Здесь была выпущена целая плеяда очень добротных, интересных и качественных фильмов, в том числе, и в жанре боевиков и детективов. Это были фильмы о борьбе с басмачами в период установления советской власти в регионе, о войне в Афганистане, охране государственных границ.

Многие из этих картин снимались по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, где наравне с национальными актёрами принимали участие известные артисты из Москвы, Ленинграда, а также, Украины, Белоруссии и прочих республик некогда огромной советской страны. О наиболее интересных работах и пойдёт речь далее.

«В зоне особого внимания»

«В зоне особого внимания»
«В зоне особого внимания»

В 1977 году в прокат вышел фильм режиссёра Андрея Малюкова «В зоне особого внимания» — первая часть остросюжетной дилогии, снятой по сценарию Евгения Месяцева. Сюжет повествовал о военных учениях советских десантников, о настоящих мужчинах в голубых беретах, которые демонстрировали в фильме приёмы карате и рукопашного боя. В фильме снимались известные актёры Борис Галкин, Михай Волонтир, Анатолий Кузнецов и др.

Картина имела большой успех у молодёжи, ставший для неё ярким примером для подражания. Из достоверных источников известно, что после его выхода в прокат конкурс в Рязанское десантное училище вырос в разы — все мальчишки хотели стать такими же «крутыми парнями», как десантники.

Фильм получил главный приз за режиссуру на фестивале молодых кинематографистов студии «Мосфильм» (1977 год); главный приз на фестивале молодых кинематографистов Москвы, посвящённый 69-летию комсомола (1978 год). Серебряная медаль имени Александра Довженко присуждена режиссёру, сценаристу, оператору, актёрам Борису Галкину и Михаю Волонтиру (1978 год). В 1980 году Евгений Месяцев за свой сценарий был награждён Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых.

Интересные факты

Одна из сюжетных линий в фильме была построена на основе реального случая, когда во время проходивших военных учений офицер и прапорщик с двумя солдатами обезвредили банду рецидивистов, бежавших из колонии.

Драматург Евгений Месяцев в молодые годы учился в военно-морском авиационном училище, затем окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Работая в шестидесятые годы военным корреспондентом газеты «Известия» и спецкором журнала «Смена» он сделал об этом инциденте блестящий репортаж. Спустя годы эту историю он использовал при написании киносценария про десантников.

Будучи давно знакомым с генералом (и основателем) ВДВ Василием Филипповичем Маргеловым он поделился с ним своей задумкой и дал для прочтения сценарий. Маргелов, которому идея очень понравилась, обратился с письмом и предложением снять фильм о десантниках к секретарю Союза кинематографистов СССР Григорию Наумовичу Чухраю. Параллельно Евгений Месяцев представил сценарий на «Мосфильм», который, вскоре после утверждения на художественном совете, был запущен в кинопроизводство. Сам Василий Маргелов принимал участие в фильме в качестве военного консультанта.

На этапе подготовительного периода Месяцев вместе с Маргеловым предложили своему старому другу Алексею Штурмину принять участие в съёмках этого фильма. К сожалению, из-за травмы колена Алексей вынужден был отказаться, но в свою очередь рекомендовал старшего тренера и учеников школы «СЭН’Э» — Тадеуша Касья­нова, Валерия Басалаева, Виктора Денисова, Юрия Чернова и Виктора Смекалина.

Начиная с мая месяца большая часть фильма снималась в лесах Литовской ССР, в расположении крупнейшего 242-го учебного центра воздушно-десантных войск, в районе Гайжюная. Военное руководство дивизии, по личному распоряжению генерала Маргелова, оказывало съёмочной группе всестороннюю помощь и поддержку.

В лесу, в перерывах между съёмками или во время вынужденного простоя, инструкторы московской школы организовывали тренировки, на которых делились своими навыками с актёром Борисом Галкиным и офицерами–десантниками. Последних, часто упражнявшихся в метании ножей, крайне впечатлило грозное метательное оружие, которое им демонстрировал Касьянов — металлические пластины («русский сюрикен»).

В мае того же года Роман Стёпин, ученик школы «СЭН’Э», был призван для прохождения военной службы в ряды ВС СССР. По распределению он попал именно в эту дивизию, в разведроту 226-го полка. В те годы командиром учебного парашютно-десантного батальона 44-й учебной воздушно-десантной дивизии был капитан Павел Сергеевич Грачёв, будущий министр обороны Российской Федерации. Здесь Роман познакомился со старшиной Юрием Кутырёвым, проходившим службу в учебной части медико-санитарного батальона, на базе которой находился спецкласс по подготовке инструкторов по рукопашному бою и карате. Вместе с командиром части, майором Виктором Осовским, они проводили тренировки с личным составом и курсантами, а также готовили программу показательных выступлений. Занятия военнослужащих регулярно посещал и Павел Грачёв.

В период работы над фильмом члены съёмочной группы жили в гостинице в Каунасе и каждый день выезжали на автобусах в деревню Гайжюнай. В один из дней к Касьянову обратились сотрудники республиканского КГБ с предложением проводить с ними тренировки по карате. Несколько занятий Касьянов успел провести, но свободного времени у него практически не было, поэтому он рекомендовал для этого Романа Стёпина.

Все два года службы в армии Роман получая увольнительные уезжал в Каунас, где тренировал сотрудников госбезопасности на их базе, в здании, где во времена Великой Отечественной размещалось немецкое гестапо.

Юрий Кутырёв через полгода демобилизовался. Вернувшись на «гражданку» он переехал в Москву и по рекомендации Стёпина продолжил занятия уже в школе «СЭН’Э» на «Маяковке».

Актёр Борис Галкин для более глубокого вживания в роль два месяца жил в десантной разведроте по полному распорядку военнослужащих. Все сложные трюки в фильме, связанные с десантированием и затяжными прыжками, выполняли не актёры, а профессиональные парашютисты.

На этапе монтажного периода действовала строгая военная цензура. Много отснятого материала не попало в фильм по соображениям секретности, включая несколько зрелищных авиационных сцен. Плёнки с этим материалом были утилизированы. Кроме того, из главного политического управления Советской Армии на Мосфильм пришло письмо, в котором говорилось о том, что в военном ведомстве считают несвоевременным выход картины, прославляющей вооружённые силы, поскольку он будет на руку противникам разрядки международной напряжённости. К счастью, «перестраховщиков» удалось переубедить, и фильм всё же попал в широкий прокат на экраны страны.

Авиационные сцены снимались на военном аэродроме Витебск–Северный в Белоруссии. Командующий военно-транспортной авиации (ВТА) выделил для съёмок витебский полк.

По воспоминаниям режиссёра Андрея Малюкова, из фильма пришлось вырезать большую часть эпизода взлёта Ил–76 — на тот момент совсем новые самолёты, которые только начали массово поступать в ВТА. Это была самая масштабная сцена фильма. Сначала загружался десант — техника, машина за машиной, весь личный состав. Затем с аэродрома начался взлёт — и это было грандиозное зрелище, просто мощь!

Но тут вновь вмешалась цензура: военно-транспортные самолёты для маскировки под гражданские были выкрашены в ливрею «Аэрофлота». Демонстрировать, что войска используют якобы гражданские самолёты, было строго запрещено, не помогли даже разрешения со стороны командующих ВДВ и ВТА. На одном из самолётов можно рассмотреть регистрационный номер. Чтобы хоть как-то оставить самолёты в фильме цеху комбинированных съёмок пришлось вручную замазывать надпись «Аэрофлот» и другие опознавательные знаки. Впрочем, часть ливреи всё равно было видно…

«Точка отсчёта»

«Точка отсчёта»
«Точка отсчёта»

Кинокартина был снята в 1979 году. Режиссёр Виктор Туров, сценаристы Владимир Акимов и Валентин Ежов.
В фильме снимались: Николай Кочегаров, Валерий Полетаев, Василий Петренко, Юрий Демич, Пётр Юрченков старший и другие.

Сюжет. Фильм на патриотическую тему «как армия выковывает характеры и меняет людей» — история судьбы главного героя, молодого парня Валентина Воронова. Хулиган на гражданке, одарённый прекрасными физическими данными, он, будучи призванный в армию, попадает в воздушно-десантные войска. Здесь он становится лидером среди призывников–ровесников, дослужился до звания старшего сержанта и ему доверили руководить отделением. Но когда пришло время боевых учений, скажется моральная и нравственная неподготовленность Валентина к командованию людьми.

В фильме присутствуют достаточно жёсткие сцены тренировок десантников, включая отработку приёмов самообороны. За кадром звучат песни на стихи Владимира Высоцкого в исполнении автора и Марины Влади: «Мы вас ждём» («Так случилось — мужчины ушли…»), «Затяжной прыжок» и «Песня о двух красивых автомобилях».

Фильм стал одним из лидеров проката 1980 года, который посмотрело 22,5 миллиона зрителей. На Всесоюз­ном кинофестивале в Душанбе (1980) картина получила приз и диплом «за лучший военно-патриотический фильм».

Интересные факты

Виктор Тимофеевич Туров (1936–1996) — белорусский кинорежиссёр, сценарист, театральный педагог, Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии Республики Беларусь. Туров включён ЮНЕСКО в число режиссёров, снявших 100 наиболее значимых фильмов мира (1994).

Учился во ВГИКе на режиссёрском отделении вместе с Ларисой Шепитько, Отари Иоселиани, Георгием Шенгелая, Ириной Поволоцкой, Баадуром Цуладзе. В прошлом — узник концлагеря под Ахеном (Германия).

Ещё на этапе рождения замысла кинопроизведения Туров, работая в тесном содружестве со сценаристом Геннадием Шпаликовым («Я шагаю по Москве»), предполагал создать трилогию о судьбах поколения шестидесятников, каждый раз перенося время действия на десять лет вперёд.

Виктор Туров: «И если в «Я родом из детства» наши герои только познают жизнь, то в последующих картинах они должны были принять на свои плечи заботы и тревоги своего неспокойного века. Тот замысел нам со Шпаликовым не удалось тогда осуществить, но думаю, что в какой-то мере я его всё же реализовал — с другими авторами, на другом материале. Ведь герои фильма «Точка отсчёта» — это как бы те самые мальчишки, только повзрослевшие на десять лет, осознавшие свою ответственность за то, чтобы трагедия Хатыни*, Хиросимы*, Сонгми* никогда не повторилась. И не случайно рифмуются финалы этих картин».

Фильм «Я родом из детства» (1966), снятый по сценарию Геннадия Шпаликова на киностудии «Беларусьфильм» — удивительно тонкая, лирическая картина о тех, кто во время Великой Отечественной войны перенёс тяжесть утраты близких, желание мстить врагу и стремление к счастью.

В 1979 году по центральному телевидению был показан детский двухсерийный телефильм «Капитан Соври–голова» по мотивам повестей Валерия Медведева «Непохожие близнецы» и «Капитан Сорви–голова», при участии актёров Евгения Цейтлина, Ольги Гобзевой, Бориса Галкина и других. Фильм рассказывает о весёлых приключениях братьев–близнецов во время летних каникул. Один из них по характеру настоящий шкода, болтун и врун, постоянно втягивал многочисленных друзей в свои авантюры. Выходки его далеко не всегда заканчивались безобидно и брату приходилось идти ему на помощь.

-4

В фильме есть трёхминутный эпизод, когда на берегу реки ребята по книжке «The Art of KARATE» пытались изучать технику БИ. Читая её они наткнулись на фразу: «…карате не является способом драки, это философия жизни. Нужно очистить душу от злых помыслов, чтобы открылись её секреты...»

Продолжение следует...

Джахангир Шахмурадов
Москва, Россия

Примечания:

* Хатынь — деревня в Белоруссии, 149 жителей (включая 75 детей) которой были сожжены заживо или расстреляны в марте 1943 года в результате карательной операции фашистов и их пособников из числа предателей–националистов.

* Атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки, которые были осуществлены вооружёнными силами США 6 августа 1945 года в период Второй Мировой войны против Японии.

* Массовое убийство в Сонгми (резня в Ми Лае) — деревенская община в Южном Вьетнаме, где было совершено очередное военное преступление солдатами армии США в период войны в 1969 году. В деревне было зверски уничтожено 504 мирных жителя, и среди них 210 детей в возрасте от 3-х до 12-ти лет. Преступление вызвало огромное возмущение всей мировой общественности, став самым известным событием войны во Вьетнаме.