Найти тему
Наука и фантастика

"Ускорение": полет в никуда

Оглавление

Посмотрела научно-фантастический фильм "Ускорение" (Slingshot), выпущенный в августе 2024 года. Производство: Венгрия, США, Индонезия; режиссер Микаэль Хофстрём, сценарий Р. Скотта Адамса и Натана Паркера. В главных ролях: Кейси Аффлек, Лоуренс Фишберн, Эмили Бичем, Томер Капон.

Постер к фильму.
Постер к фильму.

Начну с лирического отступления: в кино я не хожу. С прошлого тысячелетия. Смотрю дома, чтобы можно было начать и закончить в любой удобный момент. Ведь в кинозале не поставишь фильм на паузу и не вернешься через день-другой, чтобы досмотреть, чем всё кончилось. Этот фильм я смотрела аж в три приема, на сон грядущий. С котиком под боком. Кошмары не снились, но и желания пересмотреть не возникло.

Если кто не видел, но вдруг захочет посмотреть, дальше можно не читать - спойлеры. Впрочем, это не остросюжетный боевик, а медленное психологическое кино на любителя, так что раскрытие сюжетных ходов вряд ли чему-то повредит. Разве что кто-нибудь убедится, что фильм очень средненький. Примерно такой же унылый и мрачный, как постер.

Про сюжет

Чтобы в будущем снабдить Землю новым дешевым источником энергии, снаряжают первую пилотируемую экспедицию на Титан, спутник Сатурна. Хм... сильно сомневаюсь, что доставка чего бы то ни было с Титана на Землю выйдет дешевле, чем освоение каких-то ресурсов поближе. Ну, ладно, "поехали". Титан так Титан. Метановые моря и всё такое прочее.

На космическом корабле "Одиссей-1" якобы три астронавта. Джон (Кейси Аффлек), Нэш (Томер Капон) и капитан Фрэнкс (Лоуренс Фишберн).

Джон, Фрэнкс (сидит спиной) и Нэш. Скриншот.
Джон, Фрэнкс (сидит спиной) и Нэш. Скриншот.

На Земле у Джона осталась любимая девушка Зои (Эмили Бичем), которая не просто девушка, а доктор космических наук и одна из создательниц всего проекта.

Зои в официальном виде
Зои в официальном виде

Чтобы удачно долететь до Титана, экипаж периодически погружается в глубокую гибернацию (но применяемые при этом медикаментозные средства плохо влияют на психику). А возле Юпитера им необходимо совершить опасный маневр, который придал бы "Одиссею" резкое ускорение в направлении Титана.

Всё бы ничего, но с кораблем и на корабле начинает происходить нечто странное. "Одиссей" получает повреждение, источник которого непонятен и неизвестен. Компьютер уверяет, будто всё в порядке. Очень нервный Нэш пытается убедить Джона, что они в страшной опасности, корабль неисправен, и во время маневра с ускорением им нужно развернуть "Одиссей" назад, к Земле.

Колоритный капитан Фрэнкс жестко усмиряет Нэша (а может, и убивает выстрелом из пистолета, как видится это Джону) и настаивает на выполнении программы полета.

Фрэнкс. Это еще до всей заварушки с пистолетом.
Фрэнкс. Это еще до всей заварушки с пистолетом.

Джон, выйдя из очередного сеанса гибернации, понимает, что сходит с ума. Ему постоянно мерещится присутствие Зои. Он якобы разговаривает с центром управления на Земле, хотя на таком расстоянии прямой контакт невозможен без сильной задержки во времени. Наконец, он требует от Фрэнкса, чтобы тот показал ему живого Нэша, а когда понимает, что Нэш убит, сам набрасывается на Фрэнкса и, как ему кажется, убивает его.

Голос Зои в коммуникаторе Джона уверяет его, будто на самом деле никакого экипажа и никакого полёта нет. Он на корабле один, и "Одиссей" не летит к Титану, а находится в шахте под землей - таковы были условия финального испытания. Но случилось землетрясение, и Джону необходимо срочно выбраться на поверхность, пока шахта не окончательно завалена. "Воскресший" Фрэнкс пытается удержать его от выхода в никуда, но Джон верит только голосу Зои, зовущей его к себе. И... выходит в открытый космос. Как есть, в маечке, штанах и тапочках.

Психодрама с претензиями

Собственно, научной фантастики я в фильме не обнаружила. Интерьеров замкнутых пространств космического корабля маловато для такого жанра. Видов космоса практически нет, кроме смутной картины Юпитера в иллюминаторе (и то непонятно, Юпитер там или имитация). Какой-то супер-пупер техники тоже не наблюдается. Про Титан говорится очень вскользь. Такое впечатление, будто героям туда особо и не хочется.

Всё внимание сосредоточено на психологических проблемах. Причем поначалу героев действительно трое, а в конце зрителю пытаются внушить, будто Джон всё время был один, и Фрэнкс с Нэшем ему просто померещились.

"Не верю!" - как говорил Станиславский, когда ему пытались подсунуть явную халтуру.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

У Джона и Зои тоже не всё гладко: вначале - пылкое взаимное увлечение, потом выяснение отношений и расставание, в космосе - любовь насмерть... Вдобавок Фрэнкс объясняет Джону, что Зои в качестве сотрудника проекта просто выполняла предписанные ей обязанности, соблазняя Джона и исследуя его реакции. Ничего личного, только бизнес. Но любовь, как известно, зла. Зои тоже влюбилась в Джона, а для него она стала просто идеей-фикс. Критики писали, что сама ситуация, при которой в замкнутом пространстве корабля то и дело является фантом любимой женщины, напоминает "Солярис", однако Зои - не Хари, эта дама действительно губит героя.

В общем, материала тут на целый психоневрологический диспансер.

А космос - лишь внешний повод заглянуть в мрачное человеческое нутро и показать, как люди сходят с ума и утрачивают ощущение реальности.

"Не верю!"

Возможно, сценаристам и режиссеру показалось, что идея вывернуть всё в финале наизнанку - чрезвычайно удачный ход. Дескать, давайте сперва заставим зрителя поверить в то, что герой окончательно рехнулся, потом - в то, что он стал жертвой жестокого эксперимента и вскоре его вызволят, а напоследок - в то, что полет к "Титану" всё-таки был, только долететь туда суждено лишь безлюдному "Одиссею".

Но у меня, как всегда, вопросы и претензии, порожденные здравым смыслом и личным опытом фантаста, который, даже не претендуя на твердую научную фантастику, всё-таки старается держаться в рамках разумных допущений.

1. Если корабль и полет в фильме - реальность, то "Одиссей" должен стоитm феерическую сумму денег. Вряд ли это частный проект. И при подготовке такой экспедиции нужно было очень тщательно подбирать экипаж и предельно жестко его тренировать.

Даже недавний "любительский" полет миссии Polaris Dawn лишь выглядел как развлекательная экскурсия, а на самом деле все четверо участников прошли серьезную подготовку.

Кадр с тренировки. Фото участников с портала Flickr.
Кадр с тренировки. Фото участников с портала Flickr.

Вопрос 1: можно ли поверить, что участников первой земной экспедиции на Титан на дорогущем корабле отбирали и тренировали небрежно? Зачем туда взяли людей с психологическими проблемами? Или на Земле они были нормальными, а в космосе вдруг сорвались с катушек?.. Предвидеть это было никак нельзя?..

И если медикаменты для погружения в гибернацию так плохо действуют на соображалку, нельзя ли было заранее это выяснить и придумать средства нейтрализации побочных эффектов?.. Врачи и психологи в проекте тоже были любителями?..

Вопрос 2: если астронавтов в самом деле было трое, насколько разумно такое количество, учитывая дальность и продолжительность полета? Вариант с одним астронавтом просто не рассматривается, это полный бред. Малейшее ЧП - и корабль со всем ценным оборудованием становится неуправляемым.

В моей космоопере "Хранительница" фигурирует частный исследовательский космолет "Гране", семейная собственность баронов Ризеншнайдер. Команда "Гране" всегда состояла из шести человек (или людей и инопланетян, как в книгах "Алуэсса" и "Двойник"). У всех были разные функции, однако в критических ситуациях участники полета могли заменять друг друга, ибо каждый имел две-три специальности. В гибернацию они тоже могли погружаться по очереди, а бодрствующие нести вахту.

Вопрос 3: если всё происходящее - только галлюцинации главного героя, Джона, то почему ему мерещатся именно эти люди и ситуации? И Нэш, и особенно Фрэнкс выглядят весьма материально, у каждого свои повадки и заморочки.

Ну не верю я как зритель в версию про галлюцинации в процессе эксперимента. Очень натужный сюжетный ход.

Вопрос 4: про оружие на борту космолета.

Это Гумилеву хорошо было писать про капитанов старинных парусников:

"...или, бунт на борту обнаружив,

из-за пояса рвёт пистолет,

так, что сыплется золото с кружев,

с розоватых брабантских манжет".

Насколько я понимаю, оружие не полагается иметь даже командирам пассажирских самолетов, поскольку стрельба в салоне может привести к его разгерметизации и гибели всего судна со всеми людьми.

Думаю, на космическом корабле ситуация должна быть схожей. Вряд ли начальство, как бы легкомысленно оно ни относилось к отправке экспедиции на Титан, разрешило бы капитану пронести на борт огнестрельное оружие.

Как известно, по Чехову, если в начале пьесы на стене висит ружьё, то в финале оно должно выстрелить. Не надо провоцировать конфликты в замкнутом пространстве.

Так что эффектные сцены со стрельбой по спятившему бунтарю Нэшу я не могу принимать всерьез. Не верю!

Вопрос 5: если Джон вышел-таки в тапочках в открытый космос где-то в окрестностях Юпитера, значит, экспедиция к Титану провалилась?.. И зачем было ее затевать?.. Возвращаемся к вопросу 1: денег это стоило невероятных, неужели никто не позаботился о подстраховке на случай непредвиденных обстоятельств? И вновь - не верю.

Я остаюсь при своем убеждении: фантастика, даже не очень научная, должна дружить со здравым смыслом, при всех невероятных допущениях.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Смотреть или не смотреть - решайте сами. Кому-то может быть интересен именно психологический аспект, хотя бы с клинической точки зрения. Но с этими проблемами - к другому доктору, не ко мне.

--

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

А на Литмаркете выложены также бесплатные аудиоверсии четырех книг: "Тетрадь с Энцелада", "Тиатара", "Двойное кольцо" и "Око космоса".