Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Наша девочка плакала от страха»: биологическая мать из Таджикистана отсудила дочь у российской семьи, заботившейся о ней годами

Приемные родители (слева) засудили опеку за незаконную передачу дочки родной матери (справа). Фото: Предоставлены приемными родителями // Представителям биологической матери
Приемные родители (слева) засудили опеку за незаконную передачу дочки родной матери (справа). Фото: Предоставлены приемными родителями // Представителям биологической матери

История маленькой Ани, которая с рождения была лишена заботы своих биологических родителей, растрогала всю страну. В течение пяти лет ее воспитывали как родную приемные родители из Иркутска. Однако, когда девочка уже достигла пятилетнего возраста, объявилась ее кровная мать и забрала девочку, незаконно вывезши ее за границу. Российская семья пытается вернуть дочь: подробности - в материале КП-Новосибирск. «

Вместо родителей — прочерки

Многодетная семья из Таджикистана приехала в Россию на заработки. 37-летний глава семейства Азиз работал пекарем в Иркутске, а его 32-летняя жена Аноргул занималась воспитанием детей. В октябре 2017 года родился пятый ребенок — дочка. Однако, к сожалению, у Аноргул обнаружили опасную инфекцию, и она была госпитализирована в инфекционную больницу. Врачи не имели права называть диагноз, но очевидно, что оставлять ребенка с больной женщиной было опасно. Малышку забрали в детскую больницу, а Аноргул — в инфекционную.

Когда Азиз пришел за дочкой, ему отказали: «В свидетельстве о рождении вы не указаны, ребенка не отдадим». Так получилось, потому что у Аноргул был только таджикский паспорт, который не является документом в нашей стране. Через два месяца выписалась из больницы мать, но и ей малышку не отдали: «А мы вас и не ждали». Оказалось, что сотрудники органов опеки уже успели подобрать крохе приемную семью.

Приемная семья из Иркутска растила Аню с рождения. Фото: Предоставлено приемными родителями.
Приемная семья из Иркутска растила Аню с рождения. Фото: Предоставлено приемными родителями.

- Биологическая мать не зарегистрировала рождение ребенка в органах ЗАГС и не забрала его из роддома. В связи с этим в соответствии с законодательством в свидетельстве о рождении ребенка в графах «Мать» и «Отец» были указаны прочерки, — объяснили КП-Новосибирск в министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Биологическая мать обещала судиться. Но почти сразу, в 2018 году, ее на год выслали из России из-за просроченной миграционной визы. В России остался биологический отец девочки Азиз. Он пошел в суд и доказал, что является родным отцом новорожденной, но в передаче ребенка ему отказали. Опека пожаловалась на истца в миграционную службу, и мужчину выслали из страны до 2024 года. Тоже по нарушению миграционного законодательства.

«Дочка кричала, полиция стояла и смотрела»

А как же сложилась судьба малышки? Ей с первых же дней нашли приемную семью. Предприниматель Михаил и парикмахер Марина Бухашеевы до 41 года жили вместе без детей, но мечтали о них. Они прошли курсы приемных родителей и имели идеальные характеристики. И вот звонок из опеки: есть девочка. Ее назвали Аней, воспитывали как родную.

- Сначала в органах опеки нам ничего не говорили о проблемах с ее биологическими родителями. Да и какие проблемы, когда в свидетельстве о рождении прочерки? — говорит Михаил. — Потом нам сказали, что объявился отец, но его выслали из страны, и все под контролем.

Бухашеевым казалось, что биологические родители становились все дальше. Из-за проблем с документами они были в Таджикистане.

Для семьи Бухашеевых это единственный ребенок. Фото: Предоставлено приемными родителями
Для семьи Бухашеевых это единственный ребенок. Фото: Предоставлено приемными родителями

И все-таки через несколько лет, в 2022 году, Аноргул вернулась в Россию за девочкой. Консульство помогло с юридической поддержкой. Благодаря распоряжениям опеки женщина добилась встреч с малышкой, которой уже исполнилось 5 лет. А отцы стали обсуждать, как «делить» дочку. Сначала пытались решить вопрос цивилизованно.

- Верните нам нашего ребенка и все. Прошу вас, — умолял по телефону Азиз.

- Мы оба — заложники, — парировал Михаил.

Этот телефонный разговор записан одной из сторон и передан «КП», но даже переслушивать его болезненно. Сострадаешь обоим.

- Я не знаю, почему больница и опека так с нами поступили, — продолжает Азиз.

- Нам предложили — мы приняли девочку. Она нас знает как своих родителей, мы воспитывали ее с рождения. Любого маленького ребенка возьми в этом возрасте… Если оставить с чужими людьми, это может нарушить психику. В свободное время подумайте об этом.

- Я 4 года думал, как мне забрать ребенка. Больше ни о чем не думал. 4 года я жду ребенка, думаю только об этом ребенке.

- Я исхожу из того, чтобы ей было лучше.

- Мы — родители. Как ей станет плохо? Мы родные родители. Как переживаем за своих четверых детей, так и за нее переживаем.

- Вы и будете всегда переживать, потому что вы кровные биологические родители. Вы должны понять, что она выросла, она вас не знает. Азиз, я еще раз прошу вас как отец отца, вы подумайте о ребенке. Только ради нее.

- Я с тех пор, как она родилась, думал об этом ребенке. До тех пор, пока я жив, буду думать об этом ребенке. Пожалуйста, прошу вас: верните нашего ребенка и все.

Родная мать (на фото) несколько лет добивалась встречи с ребенком. Фото: Предоставлено представителем биологических родителей
Родная мать (на фото) несколько лет добивалась встречи с ребенком. Фото: Предоставлено представителем биологических родителей

Договориться так и не удалось. Биологическая мать добилась в суде признания материнства и сама решила отнять дочь, убедив опеку вынести распоряжение о передаче ей ребенка.

- Мы приехали на очередную встречу, а представители опеки вручили нам распоряжение о лишении статуса приемных родителей. Жена была в шоке, я тоже опешил. Родная мать стала забирать у нас ребенка. С ней приехала диаспора, группа поддержки — человек 20. Дочку отняли силой. Наша девочка кричала, плакала от страха, ведь для нее родители — мы! Полиция стояла и смотрела на это все, бездействовала, — говорит Михаил Бухашеев. Тогда в суды пошли с исками Бухашеевы.

Контрабанда по имени Аня

Аноргул, биологическая мать Ани, тайно вывезла девочку в Новосибирск, а затем, нарушив закон, вылетела с ней через границу. Следственный комитет объявил девочку в розыск.

- Следователи получили от консульства Таджикистана документы, из которых следует, что девочка находится в Душанбе. Биологические родители и их представители молчат о судьбе ребенка. В материалах дела были слова родителей, адресованные нам: «Забудьте о ребенке», – уточняет Михаил Бухашеев.

В 2023 году российский суд вернул Михаилу и Марине их родительские права. Стало ясно, что произошло роковое недоразумение.

- Органы опеки незаконно лишили нас статуса приемных родителей, ссылаясь на заявление биологической матери. Опека должна была назначить детскую психологическую экспертизу, которая определила бы интересы ребенка и подтвердила бы его привязанность к нам. Ведь девочка пять лет считала нас папой и мамой, а её отдали чужой тете. Но эту процедуру проигнорировали, незаконно лишив нас прав, – говорит Михаил.

Приемные родители ждут возможности передачи ребенка. Фото: Предоставлены приемными родителями
Приемные родители ждут возможности передачи ребенка. Фото: Предоставлены приемными родителями

По закону приемные родители вправе требовать возврата ребенка. Но девочка находится в другой стране. Семья Бухашеевых написала в МИД и в представительство России в Таджикистане.

- Ребенка вывезли из России незаконным способом. Гражданства России девочку никто не лишал. Мы готовы на любой диалог, ради дочки можем лететь в Таджикистан, – добавляет приемный отец, который очень скучает по девочке. Российский предприниматель надеется, что дипломаты, возможно, помогут увидеть дочь.