Ролан Быков появился на свет 12 октября 1929 года в Киеве. Его отец, Семён Константинович Гордановский, поляк по национальности, прошёл через четыре военные кампании, побывал в плену в Австрии, но сумел сбежать и сменил имя на Антон Михайлович Быков.
Мать Ролана, Элла Матусовна Ситняковская, была еврейкой и мечтала стать актрисой. Она очень любила искусство и литературу, и поэтому назвала своего младшего сына Роланом — в честь Ромена Роллана, ошибочно считая, что это имя, а не фамилия. В момент рождения Ролана в семье уже рос старший сын Героним, который впоследствии стал известным учёным, профессором и доктором медицинских наук, а также руководителем лаборатории радиоактивной диагностики при Институте хирургии имени Вишневского.
При оформлении свидетельства о рождении Ролана произошла ошибка: дату его рождения записали как 12 ноября, а имя указали Рональд Анатольевич, что всегда вызывало раздражение у актёра.
Родители расстались, когда Ролан был ещё маленьким, и он больше никогда не видел отца, который в это время строил новую семью. Мать с двумя сыновьями переехала в Москву, где прошли их детские годы. Во время войны они оказались в эвакуации в Йошкар-Оле, где Ролан внезапно обнаружил у себя способность предсказывать будущее. Он не отказывал никому в помощи, и вскоре возле их дома собирался народ, желающий узнать о себе и своих близких. За это он зарабатывал на жизнь, но это было на грани здоровья. В 1943 году, когда семья вернулась в Москву, Ролан долго лежал в больнице с нервным истощением.
Еще до войны, в 1939 году, Ролан Быков начал серьёзно интересоваться театром и записался в театральную студию «Родник», расположенную во Дворце пионеров. Он занимался вместе с такими же юными театралами, как Александр Митта, Владимир Андреев и Игорь Кваша, не подозревая, что все они впоследствии станут звёздами советского искусства.
После школы Ролан твёрдо решил поступать в театральный вуз, однако его ждали одни отказы. Хотя педагоги признавали его талант, его маленький рост — чуть более полутора метров — стал основным препятствием.
Когда Ролан пришёл в Щукинское училище, он уже не надеялся на успех. Но педагоги Львова и Шихматова имели собственное мнение о том, что важно в искусстве. Они не стали акцентировать внимание на его низком росте и хрупком телосложении, а увидели в нём явный талант. Благодаря этому он смог стать студентом их училища.
Театральная карьера Ролана Быкова была насыщенной и разнообразной. Он сотрудничал с различными театрами в качестве актёра и позже как режиссёр. В 1949 году Ролан возглавил самодеятельный театр при заводе «Сангигиена». В 1951 году он стал членом труппы столичного ТЮЗа, с которым работал в течение восьми лет. В этом театре он принял участие в множестве постановок, которые особенно полюбились юным зрителям. Именно на этой сцене он впервые сыграл роль Бармалея.
В 1959 году Быков перешёл в «Ленком» и возглавлял его всего один сезон.
Ролан также стал основателем Студенческого театра при МГУ, несмотря на отсутствие разрешительных документов. Это самоуправство могло обернуться серьёзными последствиями, и актёр рисковал получить реальный срок, но благодаря неразберихе в властных структурах никто не знал, кто может его наказать.
Неожиданную поддержку Ролан нашёл у актрисы Александры Яблочкиной, и его театр был официально узаконен.
Спустя годы Ролан устроился на киностудию «Мосфильм» в творческое объединение «Юность», где проявил себя как актёр, режиссёр и художественный руководитель. Следующим шагом в его карьере стало кресло директора Всесоюзного центра кино и ТВ, который позднее был переименован в Фонд Ролана Быкова.
Ролан Быков начал свою карьеру в кино в 50-х годах. Его первые роли были в фильмах «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы» и «Школа мужества», но они были лишь эпизодическими. Одной из первых значимых работ была роль Акакия Башмачкина в фильме «Шинель», основанном на рассказе Гоголя, с которой он справился великолепно.
После этой работы последовали другие фильмы, которые получили признание у зрителей и кинокритиков. Среди наиболее выдающихся лент, в которых снялся Быков, можно выделить «Вызываем огонь на себя», «Служили два товарища» и «Я шагаю по Москве».
В 1965 году Ролан получил основную роль в фильме «Здравствуйте, это я!», в котором он сыграл учёного-физика Олега Пономарёва, пострадавшего во время войны. Позже его пригласили в фильмы «Бегущая по волнам», «Мертвый сезон» и «Комиссар». За последнюю картину Быков был удостоен почётной премии «Ника».
Одним из самых запоминающихся персонажей Ролана стал Иван Корякин из фильма «Служили два товарища». В этом проекте был задействован сильный актёрский состав, и Ролану посчастливилось работать на одной площадке с такими выдающимися артистами, как Олег Янковский, Владимир Высоцкий, Ия Савина, Анатолий Папанов и Николай Крючков.
Ролан Быков принимал множество приглашений в детское кино и всегда радостно соглашался на них. Он искренне любил детей и стремился, чтобы они смотрели добрые и качественные фильмы. Его персонажи, такие как Бармалей в «Айболит 66», охотник в «Про красную шапочку» и кот Базилио в «Приключениях Буратино», стали любимцами юных зрителей.
Своё мастерство Быков продемонстрировал в фильме «По семейным обстоятельствам».
Однако Ролан Быков стал известен не только как актёр, но и как талантливый режиссёр, чья карьера началась в 1962 году с его первой работы «Семь нянек». В 1963 году он снял фильм «Пропало лето», который получил главную награду на молодёжном конкурсе Каннского фестиваля, что стало значительным достижением.
Эти успехи вдохновили Быкова, и он переключился на съёмку детских фильмов. В 1984 году он представил социальную драму «Чучело», которая в 1986 году была удостоена Государственной премии СССР и считается вершиной его режиссёрского мастерства.
Кроме того, Ролан часто не только режиссировал, но и играл интересные роли в своих фильмах. Он мог перевоплотиться в женщину, как в фильме «Внимание, черепаха!», или сыграть сразу четыре роли в «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».
В 90-е годы Ролан Быков начал создавать короткометражные фильмы, самым ярким из которых стала лента «Я сюда больше никогда не вернусь».
В течение своей жизни Ролан Быков написал и выпустил две книги: «Я побит — начну сначала!» и «Заколдованная принцесса», изданную в 1994 году.
В личной жизни Ролана Быкова было две жены, обе из творческой сферы. Первой его супругой стала Лидия Князева, актриса-травести, с которой он снимался в фильме «Айболит 66».
У пары не было детей, и они решили усыновить ребёнка, так в их семье появился сын Олег, который, к сожалению, прожил недолго и ушёл из жизни всего через четыре года после своего приемного отца.
Второй раз Ролан женился на Елене Санаевой, с которой работал над фильмом о Буратино. У них не было совместных детей, но Ролан с любовью относился к Павлу — сыну Елены от её первого брака.
Павел стал режиссёром, как и его отчим. Его фильмы пользуются большой популярностью у зрителей. Он также является автором книги «Похороните меня за плинтусом», которая стала основой для одноимённого фильма, в котором снялись Светлана Крючкова, Мария Шукшина и Алексей Петренко.
К сожалению, в 90-х годах у Ролана Быкова была выявлена онкология — рак лёгких. В 1996 году он перенёс операцию, но, к сожалению, прожил всего два года после неё.
Актёр и режиссёр скончался 6 октября 1998 года в одной из больниц Москвы.
Читайте также статьи:
Игорь Верник. Непростая личная жизнь. Путь к успеху. Кто сын и как живет актер?
Евгений Евстигнеев. Непростая жизнь. Третья супруга почти на 40 лет младше. Как жил актер?
Александр Кудренко. Неудачный первый брак и загадочная личная жизнь. Как живет актер?