Воткинский карикатурист Владимир Ижболдин обладал очень запоминающимся стилем, благодаря которому рисунки его авторства можно было узнать мгновенно. Женщины, которых он изображал, выглядели нелепыми и вызывающе глупыми. Мужчины, в свою очередь, напоминали конферансье из знаменитого кукольного спектакля «Необыкновенный концерт» своими резко очерченными носогубными складками и флегматичностью.
Сын военного врача и учительницы
Владимир Ижболдин появился на свет в 1958 году в Шверине – его отец был военным врачом и проходил службу в Германии. В 1960-м семья вернулась на родину и обосновалась в Ижевске. Именно в этом городе прошли детство и юность будущего карикатуриста.
Владимир Ижболдин начал рисовать ещё в школе. В отличие от многих одноклассников, он просто обожал черчение – его завораживала чёткость линий. Одно время ученик всерьёз даже раздумывал над тем, чтобы стать архитектором, и представлял, как будет проектировать разные здания. Однако жизнь, дисциплина и строгое воспитание внесли в планы свои коррективы.
«Поскольку отец у меня военный, а мать – педагог, моя дорога была предопределена: либо пединститут, либо военное училище, – рассказал в интервью одной из удмуртских газет Владимир Ижболдин. – Поэтому образование у меня соответствующее – Челябинское военное училище».
В 1980 году он переехал жить в Воткинск. Спустя три года его первый рисунок был опубликована в газете «Ленинский путь». Карикатурист всегда с теплом вспоминал редактора Эльвиру Быкову, с благословения которой и началось его плодотворное сотрудничество с прессой.
Его работы оказались в Удмуртии очень востребованными – их размещали на своих страницах и заводские многотиражки, и республиканские издания. Постепенно Ижболдин стал пробовать свои силы на более высоком уровне – его карикатуры начали публиковать в Москве и Казани, где никогда не было недостатка в талантливых авторах. Следующей ступенькой к мастерству стало размещение рисунков в зарубежных СМИ и участие в международных конкурсах.
Самым успешным для себя Владимир Ижболдин считал период с 1995 по 2010 годы. Он тогда начал сотрудничать с ижевским ИД «Афродита», главный редактор которого публиковал карикатуры Ижболдина во всех СМИ, выпускавшихся издательским домом. Так совпало, что это было очень тяжёлое время в жизни автора, но в то же время самое плодотворное с точки зрения творчества.
«Хорошему рисунку цвет не нужен. Всё говорят линии»
Когда Ижболжин стал работать в жанре карикатуры, он остро ощутил нехватку художественных знаний – той базы, без которой было невозможно движение вперёд. Чтобы восполнить этот пробел, он поступил в заочный народный университет искусств в Москве.
«Чтобы рисовать карикатуры, надо быть знакомым не понаслышке с академической графикой, – считал Владимир Ижболдин. – Зная анатомическое строение человеческого тела, можно что-то изменять в рисунке, чтобы получилось смешно. Но жизни не хватит, чтобы освоить рисунок в совершенстве. И поэтому злость возникает, хочется показать натуру такой, какой её видишь, понимаешь и чувствуешь. Чтобы шагнуть дальше, приобрести новый навык, требуется время, которого у меня всё меньше».
Больше всего он любил работать акварелью, поскольку, по его словам, эту живую краску «нельзя повторить, и она, в отличие от масла, не прощает небрежности». Ижболдин рассказывал, что рисовал каждый день, и у него в работе всегда находилось 3-4 эскиза.
«Карикатурист должен гнаться за временем, чтобы оставаться актуальным, а потому в работах играют роль любые детали: причёска, одежда, обувь, — говорил Ижболдин. — Это маркеры времени, которые я должен подмечать».
Своих героев и, особенно, героинь он высматривал на улице. Нередко, увлёкшись, так пристально разглядывал женщин, что те, поймав на себе его взгляд, смущались и спешили отойти в сторону. Они и не догадывались, что попали в поле зрения известного автора, которому потребовалось найти и мысленно схватить очередной образ, чтобы потом воплотить его в своих карикатурах.
«Карикатура не перестаёт быть большим искусством, — отозвалась о творчестве Владимира Ижболдина завкафедрой ДПИ и народных промыслов Института искусств и дизайна УдГУ Елена Ковычева. – Эти рисунки имеют несколько слоёв смысла, которые раскрываются постепенно, заставляя улыбку сменяться размышлением о жизни. Карикатура – искусство смелых. Её боятся, но именно она помогает сделать наш мир лучше».
Владимира Ижболдина нередко называют отцом карикатуры в Удмуртии. Ни один из местных художников не проработал в данном жанре так долго, как он – сорок лет. И ни один не создал так много рисунков – свыше десяти тысяч.