Ютуб обрушил волну хейта на Джокера. Но за что?
Наконец-то я дожил до этого сиквела. После чрезвычайно тёплого приёма, который получила первая часть, продолжения стоило ожидать - пускай сам Тодд Филлипс и заявлял, что Джокер был снят как самостоятельный фильм, не рассчитанный на него. Моё воодушевление сдерживала персона Хоакина Феникса, который походит на человека, способного отказаться от роли и потенциальной прибыли, если не увидит смысла в продолжении истории. И тем не менее, в 2022 было объявлено о съёмках, два года шли очень долго.
Что же в итоге случилось? Тамбнейлы на ютубе то и дело пропихивают нарратив, якобы новый Джокер - это бардак. Я намеренно избегал обзоров, чтобы самостоятельно сконструировать своё восприятие и только после этого выслушать критику.
Кстати, я всё ещё нахожусь в поисках идеального набора снэков для похода в кинотеатр. В этот раз брал банку фруктового мороженного (примерно 250 г.), среднюю пачку чипсов и маленькую бутылку воды. Мороженное в самом начале хорошо зашло, но лучше было бы разделить его напополам с кем-нибудь. Воду не пил, так как от 250 г. мороженного и без того хотелось в уборную. Не идеально. Надо думать дальше.
На протяжении просмотра я часто одёргивал себя: "Ну что здесь всем так не нравится?" Внешне всё отлично, музыка относит нас к первой части (хотя мне и хотелось услышать больше нового саунда от Хильдур Гуднадоуттир), вот - Джокер, вот - Харли Квин, вот - Харви Дент! Неужели всех оттолкнул формат мюзикла?
Откровенно говоря, периодичные песни, исполняемые персонажами, совсем не делают из Джокера мюзикл. Все песни (кроме одной, написанной Леди Гагой) взяты из богатой истории Бродвея или классического американского джаза - это перепевы. Они достаточно гибко соотносятся с сюжетом и могут быть легко заменены на первоисточники, которые бы играли на фоне. Но это было бы так скучно! Конечно, можно было бы вообще не налегать на песни, музыкально оформив вторую часть так же, как первую. Но это было так нормально! А в итоге мы получили фильм с подвыподвертом. Фильм, который притворяется мюзиклом, украшая свой фасад.
Из этого я наталкиваюсь на две мысли. Первая: идёт ли это притворство во вред? Музыкальные номера, безусловно, увеличивают хронометраж, но делают это не просто так. Они, пускай и скромно, но двигают сюжет, раскрывают эмоции персонажей и не вредят структуре фильма. Вторая мысль: становится ли фасад от этого прекраснее? Здесь начинается самая безжалостная фкусовщина, которая напоминает нам, что современная публика напрочь отвыкла от мюзиклов. Особенно у нас. В российском пространстве нет культа вокруг этого искусства, у нас почти никто не ходит на мюзиклы и у нас почти их не снимают - зарубежные же мюзиклы многие не могут посмотреть из-за языкового барьера. Единственный доступный для зрителя формат этого жанра - это диснеевский мюзикл, а всё остальное либо отталкивает субтитрами, либо просто кажется глупостью, мол, чё это они то разговаривают, то поют. Я не хочу показать зрителя быдлом - у нас попросту нет культуры мюзикла, потому воспринимать его сложнее.
С другой стороны, у американцев этой культуры в избытке - почему тогда оценки у них такие разгромные?.. (а на IMDB и того ниже, чем на Кинопоиске?) Здесь моя логическая цепочка прерывается.
Сейчас я вспоминаю старое интервью Тодда Филлипса, в котором он достаточно много внимания уделил связи Артура Флека и музыки, а также тому, как музыка интегрируется в повествование: она не играет фоном, но её слышит и персонаж, и зритель. Вывод сделать вторую часть мюзиклом - логичное развитие этих идей.
Досмотрев фильм до конца и выйдя из кинотеатра, я чувствовал некоторую неудовлетворённость, источник которой трудно было уловить. Я подсознательно ожидал блокбастера. Но почему? Ведь Джокер Тодда Филлипса - это прежде всего психологический триллер. Я хотел увидеть, как Джокер на пару с Харли Квин строят козни в Готэме. Но почему? Всё-таки Джокер Тодда Филлипса это не гениальный планировщик, а больной человек. Я болел за Джокера и хотел, чтобы он победил. Но почему? В конце концов, жизнь Джокера Тодда Филлипса это трагедия. Все эти ожидания, неясно кем построенные, были разрушены. И проиграв поэтапно все вехи фильма у себя в голове, я заключаю, что это красивое завершение истории, которое осталось верным первой части, одновременно добавив новые элементы. Было ли ей нужно это завершение? Нет. Снял ли Тодд Филлипс именно мюзикл, потому что его заставили (чтобы и фильм сделать, и свой характер показать)? Может быть. Ту еле заметную неудовлетворённость как рукой сняло.
Остался только всё ещё мучительный вопрос: почему фильм так многих разочаровал? Сдавшись и посмотрев пару англоязычных обзоров, я понял, что американцам не понравился мюзикл - якобы фильм слишком слаб как мюзикл и ему не нужны были все эти сцены. Смотрите и решайте сами.