Натолкнулась на одну интересную по замыслу (но не по исполнению) статью, которая была посвящена критике так называемого "Чайника Рассела". Кто не знаком с этим термином для начала вкратце расскажу, что это такое. Так вот, "Чайник Рассела" - это аргумент приводимый в спорах атеистов с верующими. Собственно, суть в чем? Жил-был такой господин Рассел, который сделал следующее философское предположение, допустим, кто-то утверждает, что в Космосе вокруг Солнца вращается чайник. Самый обычный чайник, в котором заваривают чай. Естественно, этот объект настолько мал в соотношении с пространством, в котором его можно было бы наблюдать, что даже будь он там действительно, заметить его невозможно или почти невозможно, ну по крайней мере с современной техникой доступной для наблюдателя. Следовательно, есть там чайник или нет его ни доказать ни опровергнуть на данный момент невозможно. То, что опровергнуть существование чайника на орбите вокруг Солнца опровергнуть невозможно, не является доказательством его существования. Следовательно, если кто-то утверждает, что он там существует, то проблема доказательства того, что чайник действительно существует является делом того, кто его существование утверждает. Ведь если один может утверждать, что вокруг Солнца вращается чайник, другой, что вокруг Солнца вращается ложка или кастрюля, а третий, что там вообще семейство кроликов чаепитие устроило. Человек, которому наличие или отсутствие чайника (или еще чего-то) в Космосе не интересно не обязан доказывать каждому, что там нет ни чайника, ни кастрюли, ни семейства кроликов, ни слона одетого в деловой костюм. Тот же, кто стремиться убедить других в наличии чайника (или еще чего) на орбите вокруг Солнца, пусть и ищет подтверждения своей теории его наличия.
Вот сейчас не стану ни доказывать, ни опровергать наличие или отсутствие Бога, богов, или чайника вращающегося вокруг Солнца. Продолжу рассказ о прочитанной статье, вернее, о рассуждениях автора упомянутой статьи. Автор упомянутой статьи явно человек верующий, по поводу рассуждений господина Рассела спорить не стал, решил с другого бока подойти и рассмотреть, так сказать, значение чайника и стало быть значимость данного аргумента в противовес, так сказать, значимости наличия или отсутствия Бога. Его аргументы были просты, мол, есть там чайник или нет там чайника - никому никакого дела в принципе нет, что, мол, меняет наличие или отсутствие чайника в Космосе вращающегося вокруг Солнца? Да по сути ничего не меняет. В противовес рассуждениям про чайник Рассела, автор упомянутой статьи перешел к рассуждениям значимости Бога и веры в него для человека и общества. Тут опять-таки следуя аргументации автора упомянутой статьи одним из "козырных" аргументов стало следующее заявление: Если бога нет, то, мол, каждый может творить, что хочет и грешить как хочет, не ожидая кары за свои грехи, а вот, мол, если Бог есть, то, мол, и наказание за прегрешения реальны и всякий будет бояться кары за грехи и грешить не будет, вот и заживем в прекрасном обществе дружно и в любви к ближнему, и все такое прочее.
Логику рассуждений упомянутого автора, я конечно понимаю. Даже верю, что он действительно искренне так видит, считает и верит. Но вот сейчас (опять-таки напомню, что не рассуждаю в данном контексте о наличии или отсутствии Бога, или чайника, или еще чего бы то ни было, или кого бы то ни было) попробую взглянуть на мир немножечко под другим углом зрения. Предположим, с точки зрения верующего человека, сейчас многие ушли в атеизм, перестали верить в Бога и перестали бояться грешить, по причине отсутствия страха перед наказанием после смерти, в чем, мол, и причина всех бед и несчастий, а уверуй все в Бога сразу все станет хорошо и замечательно. Вот я задумалась на эту тему и возник целый ряд вопросов. Для начала давайте-ка взглянем на времена прошлые. Пусть с ним с сейчас. Вот "благолепное" средневековье. Люди ну просто поголовно были все верующие. Другой идее просто было неоткуда взяться. Атеистов как таковых просто не было. Ну а если и были, то единицы, да и те скрывали такую "крамольную ересь", чтобы с инквизицией поближе не познакомиться. Верующими были практически поголовно все. Причем вера была истинной, искренней и сопровождала чуть ли не каждый шаг человека в его жизни. Ну, казалось бы, благодать! Вот прям все люди должны были бы ходить с улыбкой от уха до уха, радостно приветствовать встречных, и пылать любовью к окружающему миру, и во всяком видеть ближнего своего, которого надобно возлюбить. Было ли так? Думаю, сомнение в такой идеалистической картинке будет даже у самого сильно верующего человека. То есть в мире, в котором господствовала вера и религия, в реально существовавшем мире, в реально существовавший исторический промежуток времени, когда жизнь вне веры и вне религии была просто невообразимой, когда каждый рождался и всю жизнь проживал ни разу не усомнившись в наличии Бога и в наличии кары господней за грехи после смерти, а если кто и начинал сомневаться, то таких были единицы и сомнения в них порождали не рассуждения каких-то там атеистов, а столкновение в реальной жизни с несправедливостью, в результате которой возникал вопрос: "Почему Бог такое допускает?" Так вот в эти века царства веры и религии - люди не убивали? Не грабили? Не прелюбодействовали? Не насиловали? На лгали? Не строили заговоры? Не предавали? Не... Перечислять можно долго. Но смысл перечислять все "не", если ответ на поставленные вопросы будет однозначный. Наличие веры в Бога и в грехи, которых нужно избегать, чтобы не получить наказание за оные после смерти, никаким образом не мешало людям эти самые грехи совершать. И это вам не гипотетический чайник в Космосе, это реальный факт истории. Средневековье - эпоха бесконечной кровавой резни друг дружки по любому поводу. Бесконечные войны всех против всех. Эпоха, когда невозможно было от одного города до другого дойти без того, чтобы с вероятностью в 99% столкнуться с грабителями готовыми перерезать глотку за кусок хлеба в торбе или за еще не сильно изношенные лапти на ногах. Это время, когда благородный рыцарь поссорившись с соседом, брал свою дружину и ехал к поселку платящему подати соседу и вырезал всех, кто не успел убежать, сжигал дома и вытаптывал поля. Время, когда захваченные города отдавали на разграбление солдатам, которые несколько дней грабили все, что плохо лежит, насиловали все, что шевелится, убивали просто ради развлечения и на спор, кто более интересным способом срубит голову пленнику. И все это с искренней верой в Бога. Когда вложив меч в ножны и ополоснув руки от крови шли в церковь искренне молились за спасение своей души, ну самые благородные и самые человеколюбивые молились еще и за спасение душ ими же убиенных. Это уже не говоря про то, что убивали во имя Бога, во славу Бога и ради Бога. Инквизиция подвергала самым жуткими бесчеловечном пыткам не просто так и не ради развлечения, во спасение души заблудших грешников, затем отправляя их на "очистительный" огонь костров. Искренне верующие католики шли в церковь старательно молились, а потом отправлялись: резать, грабить и насиловать своих же соотечественников, своих же соседей, с которыми вчера еще вполне дружески общались, только за то, что они протестанты и молятся тому же Богу только немного по-другому. Под знаменами церкви, во славу божью, крестоносцы нашивали на одежды символы веры и шли грабить, жечь и убивать во имя святого дела, во имя Бога, не только мусульман отвоевывая "гроб господень", но и тех же христиан отличавшихся способом молиться (крестовые походы против альбигойцев, разрушение и разграбление христианского православного Константинополя, крестовый поход на прибалтийских славян и Русь.) Причем не только не считая убийство, насилие и грабёж делом греховным, но считая - это дело святым, священным, делом за которое им простятся другие их грехи.
Опять-таки про грехи и неотвратимую кару за оные после смерти. Христианство на самом деле очень интересная в этом плане религия. С одной стороны, она устанавливает множество разных грехов, множество разных действий, которые с точки зрения священников (священных книг, слов проповедников, установленных церковью норм, слова Божья) запрещены, преступны, являются грехом. Грозит тяжкими карами и вечным горением в аду не то, что за убийство или присвоение чужого имущества, но даже за то, что съел кусок мяска в неположенный день или мысли "блудливые" в голову пришли. Но, с другой стороны, христианство проповедует всепрощение и раскаяние. Вот значит жил себе человек, такой типичный средневековый человек, много кого убил (был солдатом, например, или наёмником), грабил, насиловал, сжигал дома, убивал не только тех, кто с оружием в руках, но и беззащитных, предавал, лгал, дезертировал, стал разбойником, снова грабил, убивал, не говоря уже про более мелкие прегрешения чревоугодию предавался, когда была возможность, блудил при возможности (не считая изнасилований), врал, крал по мелочи у сотоварищей, пьянствовал и сквернословил, хулил Бога и поминал его имя всуе (страшный грех однако!), ну и все такое прочее. Казалось бы, гореть ему в геенне огненной! Ан нет! Топает такой богобоязненный (но нечеловеколюбивый) гражданин в ближайшую церковь, падает на колени перед священником, кается в своих грехах и все прощение получено! Кого-то прирезал, пришел в церковь, помолился, свечку поставил, сказал священнику: "Мне очень жаль, да простит меня Господь" - прочел "отче наш" раз десять и все греха как не бывало. Можно дальше идти убивать, грабить, насиловать... Бог все простит! А еще, ну чтобы не мотаться постоянно в церквь грехи отмаливать, придумали были в те богобоязненные времена такую штуку, как индульгенция. Прощение грехов наперед. Приходит такой искренне верующий, очень боящийся прогневить Господа и опасающийся попасть в Ад, уважаемый господин к священнику и говорит: " Хочу приобрести индульгенции" - "Вам какие?" - "Ну штук десять за убийство, парочку ограблений, парочку за насилие, штук пять за блудодейство, ну и за чревоугодие, конечно, тоже штучек пять, а ладно давайте десять, и если на сдачу останется еще за поминание имя божьего всуе и не к месту штучки три-четыре, пока хватит, через недельку еще зайду". И все можно грешить на здоровье, грехи уже заблаговременно прощены.
Так вот я, собственно, к чему. Наличие или отсутствие Чайника Рассела никак не влияет на происходящее на Земле. Вот совершенно даже не оспаривая и не разбирая вопрос - наличия или отсутствия Бога, могу с уверенностью заявить, что факт его наличия или отсутствия точно так же ничего не меняет на Земле. Если люди уверены, что Бога нет и грехов не существует, они делают то, что сочтут нужным, в том числе совершают преступления, ведут себя аморально, вредят ближним, не опасаясь кары за грехи. Равно как другие люди помогают ближним, заботятся о слабых, останавливают тех, кто совершает преступления и чинит беззаконие - не из желания заслужить милость божью, а потому, что считают так правильно поступать. Точно так же люди свято уверенные в существовании Бога, в том, что за грехи последует наказание в ином мире - так же совершают преступления, убивают, грабят, "грешат" всеми возможными способами просто, потому что они люди и к тому же рассчитывают, что свои грехи они смогут замолить, выпросить прощение у Бога, раскаяться, они им простятся. Боле того, некоторые, напротив, могут творить зло считая, что творят добро - убивать "неправильно верующих", унижать и оскорблять несогласных с их верой, нашив на одежды крест или положив молитвенник за пазуху и будучи уверены, что девствуют по воле божьей. Иные же помогают слабым, подают бедным и неимущим, свято уверенные, что эти добрые дела им зачтутся и станут пропуском в Рай.
Есть Бог или нет Бога - доказать или опровергнуть невозможно. Но вот то, что есть у человека вера в Бога или нет ее история доказала, что это никак не меняет человека, не делает его ни добрее, ни лучше, ни хуже. Напротив, озлобленный религиозный фанатик может творить куда больше зла считая, что он действует во имя Бога и оправдывая свои действия волей божьей, чем человек, который в бога не верит, но помогает другим людям не ради Рая или прощения, а потому, что считает это правильным для себя.
Другие мои ресурсы:
Сайт движения "Вечевая Республика"
Сайт правозащитного фонда ФППД "Факел Свободы"
Мой персональный stihriona.com
Моя книга о социал-либертанстве на Литрес.
Группы в ВК :