Найти в Дзене
Беспорядочные путешествия

20 километров пешком из Франции в Бельгию, или Каким был мой самый необычный опыт пересечения границы?

Нет-нет, в сегодняшней статье не будет ни слова о противозаконном пересечении границы через леса и болота, нелегальной миграции, бегстве от пограничников и прочем криминале. Все намного проще и прозаичнее: в начале этого года я вдруг осознал, что толком не использовал выданный еще в доковидные времена 5-летний шенген, и что неплохо бы хоть краем глаза взглянуть на старушку Европу, пока ее двери окончательно не схлопнулись. Помимо того, что хотелось увидеть какие-то новые места, при выборе авиабилетов я руководствовался их стоимостью и прогнозом погоды в пункте назначения. Так выбор пал на Бельгию. Ну, а чтобы немного разнообразить маршрут, я заодно включил в него северную часть Франции, где прежде не был. И все бы хорошо, общественный транспорт в обеих странах ходит исправно, вот только во время планирования поездки я так и не смог выяснить, на чем кроме такси можно преодолеть 20-километровый участок между французским Дюнкерком и бельгийским Де-Панне. Тогда-то мне в голову и пришла навязчивая идея ... пройти его пешком, тем более что самый короткий и одновременно самый живописный маршрут в этом месте пролегает не вдоль автомобильного шоссе, а по берегу Северного моря. Сказано – сделано. Тому, как выглядит путь между двумя странами, и будет посвящена сегодняшняя статья.

Де Панне: как доехать на автомобиле, общественным транспортом или пешком – Яндекс Карты

Стартовать пришлось ранним утром из центра Дюнкерка. Возможно, кому-то из уважаемых читателей этот город знаком по одноименному фильму 2017 года, в котором описываются события Дюнкеркской операции, эвакуация морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками. Из-за активных боевых действий времен Второй мировой войны в центре Дюнкерка сохранилось совсем немного исторических сооружений, а вот на городской набережной, напротив, есть немало изящных особняков конца XIX – начала XX века.

Дюнкеркская набережная представляет собой широкий прогулочный променад с еще более широкой береговой линией. Несмотря на ранний час и прохладную погоду людей по набережной прогуливалось довольно много.

-2

Район Дюнкерка вдоль набережной носит название Мало-ле-Бен, при этом до 1970 года это был отдельный городок. Однако, съемки фильма «Дюнкерк» происходили именно здесь по причине сохранности исторической застройки.

-3

Городская набережная, растянувшаяся на несколько километров, заняла, наверное, пятую часть от всего маршрута. Здесь, к слову, еще и расположены последние на несколько километров вперед кафешки и магазины, где можно подкрепиться или взять что-нибудь в дорогу.

-4

В летние месяцы, разумеется, при наличии хорошей погоды Дюнкерк превращается в популярное курортное место. Народ активно проводит время на пляже и загорает, а те, кого не смущает температура воды на уровне 18°C, могут даже окунуться.

-5

Но и зимой место вполне приятное и отлично подходит для прогулок, опять же, если повезет с погодой. И, кстати, из-за погоды, моросящего дождя и холодного ветра, пришлось на день сдвинуть этот 20-километровый марш-бросок. В день отправления лишь в районе обеда по прогнозу был небольшой дождик.

-6

Набережная в Дюнкерке благоустроенная и хорошо оборудованная: лавочки, велодорожки, информационные таблички с историей этих мест...

-7

Но примерно через сорок минут активной прогулки город остается позади, а вместе с этим обрывается и благоустроенная часть набережной.

-8

Дальше начинаются песчаные дюны, которые растянулись вдоль берега моря на 50 с лишним километров, вплоть до самой Бельгии и дальше.

-9

И почти что сразу за городской чертой Дюнкерка начинается, наверное, самый интересный участок пути, а вокруг внезапно снова становится людно, хотя еще несколько минут тому назад вокруг не было ни души.

-10

Все дело в том, что в этом месте расположена целая сеть бункеров, фортов и всевозможных укреплений, созданная еще во времена франко-прусской войны в конце XIX века и затем использовавшаяся во время Первой и Второй мировых войн. При этом первое крупное сражение в этих местах, известное как Битва в Дюнах, так и вовсе произошло еще в рамках франко-испанской войны в 1658 году.

-11

Здешние укрепления создавались в качестве знаменитого французского «пояса безопасности», возведенного на территории приграничных коммун, а уже перед Второй мировой были интегрированы в печально известную линию Мажино, считавшуюся в самой Франции почти неприступной, но при этом молниеносно прорванную немецкой армией.

-12

Так что повоевали в этим местах знатно. Зато сегодня тишь да гладь. Примерно в километре от береговой линии есть музей под названием Форт в дюнах. А на самом берегу – лишь полтора десятка мощнейших железобетонных бункеров, ныне заброшенных и разрисованных граффити.

-13

Зайти внутрь укреплений не получится, но полазить по ним можно совершенно беспрепятственно.

-14

Оценить высоту дюн и масштабы фортификационных построек можно по крошечной фигуре человека, идущего по побережью. А еще моей тени в левой части кадра.

-15

На фото ниже – вид в сторону Дюнкерка. Вдалеке на горизонте виден городской порт. В этом месте примерно треть пути осталась позади.

-16

Очень живописное место, да и укрепления до сих пор производят довольно сильное впечатление. Среди аналогов на территории нашей страны, пожалуй, можно вспомнить батареи Владивостокской крепости, разбросанные по всей дальневосточной столице.

-17

Но пора было спускаться и следовать дальше...

-18

Далее за все время прогулки встретились еще несколько бывших бункеров, сегодня уже частично ушедших под землю.

-19

К слову, считается, что здешние форты и бункеры куда более мощные и укрепленные, чем на атлантическом побережье Нормандии. Оно и понятно, с немцами и британцами французы за всю свою историю воевали долго и упорно.

-20

Ну, а после начинается, наверное, самый скучный участок всего маршрута. Дюны здесь становятся ниже, а береговая линия расширяется метров до двухсот.

-21

Благо, песчаный берег здесь очень твердый. Идти получается с обычной, средней скоростью, как по асфальту.

-22

Шел я, кстати, не один, а в компании жены, которая мужественно преодолела все тяготы 20-километрового марш-броска, а под конец была даже более бодра, чем я сам. Путешествуем мы налегке, с рюкзаками. Собственно с ними же прошли и весь путь из Франции в Бельгию.

-23

В какой-то момент мы подходили ближе к воде, а потом вдруг оказались отрезанными от основной части суши широкой, метров 5-6, заводью, которую было не преодолеть, не промочив ноги. Но через несколько сотен метров она все-таки сузилась достаточно для того, чтобы вернуться обратно.

-24

А еще в какой-то момент мы стали свидетелями охоты чаек на рыб. Увы, быстро сфотографировать я успел только на телефон без приближения.

-25

Примерно через полчаса мы достигли еще одной исторической военной достопримечательности – британского танкера-водовоза Клод Лондон, использовавшегося для доставки воды солдатам союзнических войск и затопленного немцами 29 мая 1940 года.

-26

Всего войска союзников потеряли почти 300 кораблей во время эвакуации солдат из Дюнкерка.

-27

Еще в нескольких минутах ходьбы расположена крупнейшая больница в регионе Дюнкерка. В начале прошлого века это был санаторий, который во время Второй мировой войны начали использовать в качестве военного госпиталя. После окончания боевых действий исторические сооружения сохранили свое медицинское предназначение, а на территории было построено несколько современных корпусов.

-28

Легко заметить, что центральная часть здания, выходящая на набережную, историческая, а по бокам от нее располагаются уже современные пристройки.

-29

Больница расположена в небольшой коммуне Зюйдкот, так что на пляже здесь снова появились люди, хотя до того минут 40 мы не встречали ни души.

-30

А вскоре на горизонте показалась очередная коммуна под названием Бре-Дюн, к слову, самая северная коммуна во Франции, а рядом с ней и очередные военные укрепления.

-31

К этому момент примерно две трети пути остались позади, а на небе начали стремительно сгущаться тучи.

-32

К счастью, мы все же успели достигнуть городка, иначе спрятаться от дождя было бы попросту негде.

-33

Поначалу еще можно идти вдоль домов, укрываясь под козырьками, но вскоре дождь усилился. Пришлось встать под навесом и примерно на полчаса устроить незапланированный привал.

-34

При этом с погодой нам все равно, можно сказать, повезло. Январь в этих краях является самым влажным месяцем, да и в целом погода здесь скорее британская, с частыми дождями и туманами. Так что получасовой дождик, к тому же заставший нас в городской черте, оказался совсем не страшен.

-35

Ну, а когда осадки прекратились, мы вновь отправились в путь. По карте до границы Франции и Бельгии оставалось менее километра. Правда, узнать о ее пересечении можно, только если смотреть в навигатор в телефоне. На самом пляже нет ни намека на то, что именно здесь проходит государственная граница. А ведь помимо нее здесь же расположена еще и самая северная точка Франции, но и об этом факте никаких упоминаний нами замечено не было.

-36

Параллельно береговой линии расположены несколько автомобильных дорог, и там, вроде как, есть указатели, сообщающие о въезде в другую страну. Но не на пляже... Вот так вот подчас банально и незаметно пересекаются государственные границы. И хотя сам я ранее неоднократно пересекал границы пешком, подобный опыт был для меня в новинку.

-37

Бельгия встретила нас масштабной стройкой. На пляже здесь, в самом конце городского променада коммуны Де-Панне, возводили смотровую площадку в виде петлеобразной лестницы под названием Вестерпунт. Открытие ее состоялось в мае 2024 года.

-38

А сразу за ней и тянущимися вдоль моря дюнами началась городская застройка. Конечно, дорога через город не такая живописная, как вдоль моря, но нам с лихвой хватило трех с лишним часов, проведенных на побережье, так что при первой же возможности мы свернули в город.

-39

Потом, правда, выяснилось, что железнодорожная станция, с которой мы планировали уехать на поезде в Брюссель, расположена не в самом Де-Панне, а в соседней деревушке Адинкерке, до которой было еще пять километров. Вот только сил на их преодоление у нас уже почти не осталось. Но и тут повезло: семейная пара бельгийцев лет шестидесяти в ответ на нашу просьбу подсказать, как добраться до станции, предложила нас подвезти. Мы поначалу отказывались, а потом вспомнили, что у нас для такого случая как раз припасена матрешка. В итоге бельгийцы нас подвезли, а мы им в ответ презентовали сувенир из России, чем вызвали немалое удивление с их стороны. Дальше был двухчасовой переезд в бельгийскую столицу, заселение в гостиницу близ вокзала и долгожданный отдых. В итоге из всей поездки день, когда мы прошагали более 20 километров и незаметно пересекли государственную границу двух стран, запомнился больше всего. Да и ноги потом еще некоторое время гудели так, что не забыть его было даже при всем желании:)

-40

И на этом о 20-километровом марш-броске из Франции в Бельгию на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!

Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!