Нет-нет, в сегодняшней статье не будет ни слова о противозаконном пересечении границы через леса и болота, нелегальной миграции, бегстве от пограничников и прочем криминале. Все намного проще и прозаичнее: в начале этого года я вдруг осознал, что толком не использовал выданный еще в доковидные времена 5-летний шенген, и что неплохо бы хоть краем глаза взглянуть на старушку Европу, пока ее двери окончательно не схлопнулись. Помимо того, что хотелось увидеть какие-то новые места, при выборе авиабилетов я руководствовался их стоимостью и прогнозом погоды в пункте назначения. Так выбор пал на Бельгию. Ну, а чтобы немного разнообразить маршрут, я заодно включил в него северную часть Франции, где прежде не был. И все бы хорошо, общественный транспорт в обеих странах ходит исправно, вот только во время планирования поездки я так и не смог выяснить, на чем кроме такси можно преодолеть 20-километровый участок между французским Дюнкерком и бельгийским Де-Панне. Тогда-то мне в голову и пришла навязчивая идея ... пройти его пешком, тем более что самый короткий и одновременно самый живописный маршрут в этом месте пролегает не вдоль автомобильного шоссе, а по берегу Северного моря. Сказано – сделано. Тому, как выглядит путь между двумя странами, и будет посвящена сегодняшняя статья.
Стартовать пришлось ранним утром из центра Дюнкерка. Возможно, кому-то из уважаемых читателей этот город знаком по одноименному фильму 2017 года, в котором описываются события Дюнкеркской операции, эвакуация морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками. Из-за активных боевых действий времен Второй мировой войны в центре Дюнкерка сохранилось совсем немного исторических сооружений, а вот на городской набережной, напротив, есть немало изящных особняков конца XIX – начала XX века.
Дюнкеркская набережная представляет собой широкий прогулочный променад с еще более широкой береговой линией. Несмотря на ранний час и прохладную погоду людей по набережной прогуливалось довольно много.
Район Дюнкерка вдоль набережной носит название Мало-ле-Бен, при этом до 1970 года это был отдельный городок. Однако, съемки фильма «Дюнкерк» происходили именно здесь по причине сохранности исторической застройки.
Городская набережная, растянувшаяся на несколько километров, заняла, наверное, пятую часть от всего маршрута. Здесь, к слову, еще и расположены последние на несколько километров вперед кафешки и магазины, где можно подкрепиться или взять что-нибудь в дорогу.
В летние месяцы, разумеется, при наличии хорошей погоды Дюнкерк превращается в популярное курортное место. Народ активно проводит время на пляже и загорает, а те, кого не смущает температура воды на уровне 18°C, могут даже окунуться.
Но и зимой место вполне приятное и отлично подходит для прогулок, опять же, если повезет с погодой. И, кстати, из-за погоды, моросящего дождя и холодного ветра, пришлось на день сдвинуть этот 20-километровый марш-бросок. В день отправления лишь в районе обеда по прогнозу был небольшой дождик.
Набережная в Дюнкерке благоустроенная и хорошо оборудованная: лавочки, велодорожки, информационные таблички с историей этих мест...
Но примерно через сорок минут активной прогулки город остается позади, а вместе с этим обрывается и благоустроенная часть набережной.
Дальше начинаются песчаные дюны, которые растянулись вдоль берега моря на 50 с лишним километров, вплоть до самой Бельгии и дальше.
И почти что сразу за городской чертой Дюнкерка начинается, наверное, самый интересный участок пути, а вокруг внезапно снова становится людно, хотя еще несколько минут тому назад вокруг не было ни души.
Все дело в том, что в этом месте расположена целая сеть бункеров, фортов и всевозможных укреплений, созданная еще во времена франко-прусской войны в конце XIX века и затем использовавшаяся во время Первой и Второй мировых войн. При этом первое крупное сражение в этих местах, известное как Битва в Дюнах, так и вовсе произошло еще в рамках франко-испанской войны в 1658 году.
Здешние укрепления создавались в качестве знаменитого французского «пояса безопасности», возведенного на территории приграничных коммун, а уже перед Второй мировой были интегрированы в печально известную линию Мажино, считавшуюся в самой Франции почти неприступной, но при этом молниеносно прорванную немецкой армией.
Так что повоевали в этим местах знатно. Зато сегодня тишь да гладь. Примерно в километре от береговой линии есть музей под названием Форт в дюнах. А на самом берегу – лишь полтора десятка мощнейших железобетонных бункеров, ныне заброшенных и разрисованных граффити.
Зайти внутрь укреплений не получится, но полазить по ним можно совершенно беспрепятственно.
Оценить высоту дюн и масштабы фортификационных построек можно по крошечной фигуре человека, идущего по побережью. А еще моей тени в левой части кадра.
На фото ниже – вид в сторону Дюнкерка. Вдалеке на горизонте виден городской порт. В этом месте примерно треть пути осталась позади.
Очень живописное место, да и укрепления до сих пор производят довольно сильное впечатление. Среди аналогов на территории нашей страны, пожалуй, можно вспомнить батареи Владивостокской крепости, разбросанные по всей дальневосточной столице.
Но пора было спускаться и следовать дальше...
Далее за все время прогулки встретились еще несколько бывших бункеров, сегодня уже частично ушедших под землю.
К слову, считается, что здешние форты и бункеры куда более мощные и укрепленные, чем на атлантическом побережье Нормандии. Оно и понятно, с немцами и британцами французы за всю свою историю воевали долго и упорно.
Ну, а после начинается, наверное, самый скучный участок всего маршрута. Дюны здесь становятся ниже, а береговая линия расширяется метров до двухсот.
Благо, песчаный берег здесь очень твердый. Идти получается с обычной, средней скоростью, как по асфальту.
Шел я, кстати, не один, а в компании жены, которая мужественно преодолела все тяготы 20-километрового марш-броска, а под конец была даже более бодра, чем я сам. Путешествуем мы налегке, с рюкзаками. Собственно с ними же прошли и весь путь из Франции в Бельгию.
В какой-то момент мы подходили ближе к воде, а потом вдруг оказались отрезанными от основной части суши широкой, метров 5-6, заводью, которую было не преодолеть, не промочив ноги. Но через несколько сотен метров она все-таки сузилась достаточно для того, чтобы вернуться обратно.
А еще в какой-то момент мы стали свидетелями охоты чаек на рыб. Увы, быстро сфотографировать я успел только на телефон без приближения.
Примерно через полчаса мы достигли еще одной исторической военной достопримечательности – британского танкера-водовоза Клод Лондон, использовавшегося для доставки воды солдатам союзнических войск и затопленного немцами 29 мая 1940 года.
Всего войска союзников потеряли почти 300 кораблей во время эвакуации солдат из Дюнкерка.
Еще в нескольких минутах ходьбы расположена крупнейшая больница в регионе Дюнкерка. В начале прошлого века это был санаторий, который во время Второй мировой войны начали использовать в качестве военного госпиталя. После окончания боевых действий исторические сооружения сохранили свое медицинское предназначение, а на территории было построено несколько современных корпусов.
Легко заметить, что центральная часть здания, выходящая на набережную, историческая, а по бокам от нее располагаются уже современные пристройки.
Больница расположена в небольшой коммуне Зюйдкот, так что на пляже здесь снова появились люди, хотя до того минут 40 мы не встречали ни души.
А вскоре на горизонте показалась очередная коммуна под названием Бре-Дюн, к слову, самая северная коммуна во Франции, а рядом с ней и очередные военные укрепления.
К этому момент примерно две трети пути остались позади, а на небе начали стремительно сгущаться тучи.
К счастью, мы все же успели достигнуть городка, иначе спрятаться от дождя было бы попросту негде.
Поначалу еще можно идти вдоль домов, укрываясь под козырьками, но вскоре дождь усилился. Пришлось встать под навесом и примерно на полчаса устроить незапланированный привал.
При этом с погодой нам все равно, можно сказать, повезло. Январь в этих краях является самым влажным месяцем, да и в целом погода здесь скорее британская, с частыми дождями и туманами. Так что получасовой дождик, к тому же заставший нас в городской черте, оказался совсем не страшен.
Ну, а когда осадки прекратились, мы вновь отправились в путь. По карте до границы Франции и Бельгии оставалось менее километра. Правда, узнать о ее пересечении можно, только если смотреть в навигатор в телефоне. На самом пляже нет ни намека на то, что именно здесь проходит государственная граница. А ведь помимо нее здесь же расположена еще и самая северная точка Франции, но и об этом факте никаких упоминаний нами замечено не было.
Параллельно береговой линии расположены несколько автомобильных дорог, и там, вроде как, есть указатели, сообщающие о въезде в другую страну. Но не на пляже... Вот так вот подчас банально и незаметно пересекаются государственные границы. И хотя сам я ранее неоднократно пересекал границы пешком, подобный опыт был для меня в новинку.
Бельгия встретила нас масштабной стройкой. На пляже здесь, в самом конце городского променада коммуны Де-Панне, возводили смотровую площадку в виде петлеобразной лестницы под названием Вестерпунт. Открытие ее состоялось в мае 2024 года.
А сразу за ней и тянущимися вдоль моря дюнами началась городская застройка. Конечно, дорога через город не такая живописная, как вдоль моря, но нам с лихвой хватило трех с лишним часов, проведенных на побережье, так что при первой же возможности мы свернули в город.
Потом, правда, выяснилось, что железнодорожная станция, с которой мы планировали уехать на поезде в Брюссель, расположена не в самом Де-Панне, а в соседней деревушке Адинкерке, до которой было еще пять километров. Вот только сил на их преодоление у нас уже почти не осталось. Но и тут повезло: семейная пара бельгийцев лет шестидесяти в ответ на нашу просьбу подсказать, как добраться до станции, предложила нас подвезти. Мы поначалу отказывались, а потом вспомнили, что у нас для такого случая как раз припасена матрешка. В итоге бельгийцы нас подвезли, а мы им в ответ презентовали сувенир из России, чем вызвали немалое удивление с их стороны. Дальше был двухчасовой переезд в бельгийскую столицу, заселение в гостиницу близ вокзала и долгожданный отдых. В итоге из всей поездки день, когда мы прошагали более 20 километров и незаметно пересекли государственную границу двух стран, запомнился больше всего. Да и ноги потом еще некоторое время гудели так, что не забыть его было даже при всем желании:)
И на этом о 20-километровом марш-броске из Франции в Бельгию на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Буду рад, если вы подпишетесь, и уже в самое ближайшее время обещаю порадовать новыми статьями об интересных местах в Москве, России и за рубежом!