Быть сюрреалистом - путешествовать в пространствах воспоминаний и воображения.
Быть Сальвадором Дали - возвести эти «путешествия» в абсолют и создавать себя и свое искусство через зыбкие формы своих фантазий с обнажающей откровенностью.
У Дали был огромный интерес к психоанализу. Он внимательно вчитывался в труды Фрейда и разделял его взгляд на важность создания человеком своего индивидуального мифа, как способа не захлебнуться в массовом бессознательном, не поддаться коллективному «ору» и не инфицироваться чужыми «правилами» и «правдами».
В своей картине «Языческий пейзаж», Дали помещает в скалистый пейзаж скульптурную голову Зигмунда Фрейда.
Интересно, что центральной темой картины является не голова отца психоанализа и не игровые образы людей, а пустота. То пространство, в котором ничто не останавливает фантазию и позволяет воссоздать свой индивидуальный миф.
Это территория игры,
«сцена», как называет её Фрейд. На этой особой сцене мы можем не только творить, но и получать от этого удовольствие (а иначе зачем это всё?)
Игра, искусство и фантазия имеют между собой нечто общее, а именно - возможность «достроить» то, что было вытеснено из сознания и восстановить, вернуть этот недостающий пазл в свой индивидуальный миф.