Когда мы слышим слово "вакханалия", в голове возникают образы диких вечеринок, на которых люди шумно веселятся и потворствуют самым низменным своим желаниям. Поэтому сегодня это слово используют в целях осуждения. Истоки вакханалии восходят к религиозным обрядам Древнего Рима, где праздник означал нечто большее, чем кутеж без границ. Чем же были вакханалии для древних римлян и почему они стали ассоциироваться с тем, о чем неудобно говорить в приличном обществе?
Изначальный смысл вакханалий
Изначально вакханалии были священными и значимыми мероприятиями, посвященными богу Вакху (Бахусу), который в древнегреческой мифологии известен как Дионис. Вакх-Дионис был богом вина, плодородия и религиозного экстаза.
Где же в этом списке разгульные излишества и безнравственность?
Вакх ассоциировался с ослабленными социальными ограничениями, которые достигались через употребление вина. Считалось, что поклонение Вакху помогает его последователям избежать суровости повседневной жизни, соединяя их с природой и божественным посредством экстатических состояний.
Экстатическое богослужение сопровождалось разливной музыкой и дикими криками участников. Также они танцевали и пили вино в честь Бахуса. Участники культа стремились достичь неистового состояния, чтобы стать ближе к Вакху.
Римляне заимствовали вакханалии у греков, где вокруг Диониса сформировалось множество празднеств, как закрытых, так и общегородских. Римлянам был близок Дионис, так как они уже почитали похожего бога - Либера. У Диониса были особые последовательницы - менады, которых в Римской республике называли вакханками. Люди их воспринимали как женщин, обладающих сверхъестественными способностями.
От религиозных обрядов до разгула
С течением времени вакханалия становилась все более популярной. К 3 веку до н.э. мужчинам было разрешено участвовать в ней, и количество собраний увеличилось. Фестиваль постепенно стал ассоциироваться с гедонистическим удовольствием и даже с насилием.
Растущий масштаб и дурная слава этих торжеств в конце концов привлекли внимание римских властей. В 186 году до н.э. Римский сенат, встревоженный слухами о незаконной деятельности (некоторые утверждали, что участники празднеств готовят восстание), издал указ "Сенатусконсульт о Вакханалиях". Указ поставил вакханалию под контроль Сената. Отныне последователи культа должны были запрашивать разрешение Сената на совершение любых вакхических обрядов.
Попытка ограничить вакханалию укрепила репутацию праздника как места гедонизма и разврата. Со временем рассказы о дикости фестивалей стали преувеличиваться, что привело к появлению представления о том, что они были не более чем оправданием морального и социального упадка. Насколько адекватными были те оценки - загадка, но вакханалиям был нанесен серьезный ущерб. В представлении общественности вакханалии превратились из священных обрядов в кутежи безнравственности.
Интересно, что во времена расцвета христианства в Римской империи христиан обвиняли по тем же причинам, как и участников вакханалий: заговоры, гедонизм, нарушение общественной морали.
Термин "вакханалия" продолжал развиваться на протяжении Средневековья и эпохи Возрождения, его использовали в литературе и искусстве как олицетворение раскованного торжества. Поэтому в искусстве мы видим сюжеты, как участники культа, охваченные страстью и желанием прославить Вакха, выглядят так, будто пришли на "голую вечеринку".
Смотреть дополнительный контент - Телеграм.
Бонусные статьи и поддержка автора - Бусти и ТелеХрам
Статьи по теме: