4 июля 2024 года я смотрел любопытную передачу.
Глава Росприроднадзора докладывала Главе Правительства о мусорной реформе, для чего был показан мультфильм с образцовой свалкой и трубами отвода газов для отопления жилых домов.
А что происходит на самом деле?
В 10 километрах от Архангельска строится завод по сортировке мусора для трёх городов. Представитель министерства природных ресурсов и экологии РФ объявил, что "хвосты" (остатки) будут вывозиться на полигон на 39 километре автотрассы М8.
В этот же день по другому каналу я увидел ещё более интересный фильм.
Из него я узнал, что только 5% пластиковых отходов может быть использовано для переработки.
Пластиковые отходы сейчас составляют половину всех отходов.
Норма накопления бытовых отходов на одного городского жителя сейчас составляет около одного килограмма в день.
При численности населения трёх городов 550 тысяч человек количество вывозимого на свалку пластика 275 тонн в день или 100 тысяч тонн в год.
Из этого же интересного фильма мне стало известно, что пластик кроме его длительного разложения начинает распадаться практически сразу, а микрочастицы пластика обнаружены в яичках мужчин.
Место для полигона выбрано в девственно чистых хвойных лесах, которые придётся вырубать.
Частицы пластика будут разноситься ветром и подземными водами на огромные расстояния.
Нам видимо доведется увидеть уже не песчаные, а пластиковые бури и реки с дном из пластикового ила.
Какой вред будет нанесён природе, её обитателям и человеку, являющемуся частью природы, какие болезни и последствия для его репродуктивности возникнут, переживёт ли он мусорную реформу, нам ещё предстоит узнать.
Умильная картинка, показанная Главе Правительства, скорее соответствует прошлому веку, до перестройки, когда мусор состоял из пищевых отходов и бумажной упаковки. С оборотом стеклотары и сбором металлолома в СССР проблем не было.
На таком фоне остается только восхищаться зарубежным опытом.
В Европе мусор сжигают для выработки электроэнергии.
В Японии установки для сжигания мусора расположены прямо в городах, а отходы от сжигания используют для строительства дорог и мостов.
После громких скандалов Правительством РФ принято решение о строительстве четырёх заводов в Москве и Подмосковье и одного в Казани по сжиганию мусора и выработке электроэнергии стоимостью 150 млрд. рублей.
На остальные регионы России как обычно махнули рукой.
Ситуация для них очень непростая.
Для заводов в Москве и Казани Были предусмотрены японские котлы.
Сжигание мусора с выработкой электроэнергии в новых энергетических установках по всей стране потребует гигантских инвестиций.
Необходима линейка котлов разной мощности для сжигания мусора с установкой их в существующих домах, котельных, ТЭЦ.
Ситуация с вывозом мусора в Архангельской области зашла в тупик.
В Приморском районе региональный оператор установил одну площадку с контейнерами на несколько деревень и использует для выжимания денег с населения постановление правительства РФ, согласно которому не требуется заключения договора с потребителями услуг, нахождения потребителя по месту предъявлению услуг и подтверждения факта предъявления услуг.
Выходит, операторы по обращению с ТКО пролоббировали в правительстве все свои интересы и напрочь забыли о своих прямых обязанностях.
В результате мусор в этих деревнях не вывозится, у каждого дома и в ближайшем лесу своя свалка. Когда весной подмыло берег реки на краю деревни, река превратилась в свалку из пластиковых пакетов.
При этом единственная котельная для двух кирпичных домов топится сырыми свежесрубленными стволами деревьев, про уголь давно забыли.
Необходимы нестандартные решения вплоть до оплаты за ресурсы ТКО за счёт их залоговой цены.
О критическом финансовом состоянии состоянии оператора говорит выступление губернатора области, заявившего о необходимости создания специального фонда для ТКО.
Тарифы для населения на обращение с ТКО подняли в несколько раз, но денег всё равно не хватает.
Из этого можно сделать вывод: принятая в Архангельске схема обращения с ТКО имеет своей целью хозяйственное освоение средств населения, неэффективна, приводит к загрязнению природы.
Деятельность органов надзора и операторов по обращению с ТКО напоминает лису Алису и кота Базилио а населению отведена роль Буратино.