В первой части статьи обобщается мой опыт использования фонариков для многодневных маршрутов и недолгих вылазок под землю.
Во второй показано, какие фонарики в настоящее время я беру с собой для ежедневного ношения в городе и почему.
Итак. Часть первая – «Два налобника, прожектор и ещё кое-что».
Мне известен только один случай, когда на многодневном маршруте можно обойтись без фонарика вообще – это выход в условиях полярного дня. Удивительно удобная, кстати, штука этот полярный день, но, к сожалению, в тех широтах, где обычно приходится ходить, ночь наступает по заведённому распорядку. И чем ближе к зиме время маршрута, тем световой день короче – астрономию не обманешь. Ну и в любом случае под землёй всегда темно, что ночью, что днём.
Так что без фонарика никуда.
С другой стороны, выход на несколько дней, особенно в одиночку, заставляет критически пересмотреть своё снаряжение в смысле веса и объёма, а потом ещё и «работу над ошибками» сделать.
Для начала примем, что, в соответствии с опытом, всё многообразие жизни в смысле фонариков укладывается в три типовые ситуации:
1. Наличие света желательно, но не критично.
2. Необходим обычный простой свет.
3. Необходим как просто свет, так и яркий свет, при этом отсутствие света критично вплоть до серьёзных неприятностей и летального исхода.
Исходными условиями для формирования перечня снаряжения являются, очевидно, минимальный вес и объём. Хорошо бы также скажем, таскать с собой батарейки только одного типа.
Сразу могу сказать, что я не ставил перед собой задачи минимизировать снаряжение по стоимости. С другой стороны, применение оборудования от неизвестного производителя – это всегда лотерея: может, будет работать долгие годы не хуже «фирменного», а может, сдохнет в самый критический момент. Соответственно, одна из целей данного обзора - чтобы прочитавший мог сделать вывод: нужны ли данные фонарики ему за такие деньги, поискать ли их более дешёвые клоны или вообще приобрести что-то другое.
Переходя к конкретике, вот перечень «рабочих» фонариков, которые ходят со мной в настоящее время:
налобный фонарь Petzl E+Lite;
налобный фонарь Acebeam H40;
ручной фонарь Nitecore EA45S.
Фонарики куплены много лет назад, однако на момент написания данной статьи Petzl E+lite и Nightcore EA45S доступны в продаже. Acebeam H40 отсутствует (при этом есть несуразно дорогой H30 того же размера).
Подробнее о каждом.
Налобный фонарь Petzl E+Lite.
Фонарик, который заслуженно можно назвать суперлёгким и суперкомпактным. Вес с батарейками и в родном пластмассовом футлярчике 47 г, вес самого фонарика с батарейками - 27 г (здесь и далее приводится вес конкретных моих экземпляров, которые я взвешивал сам). В интернете указывают 26 г. Размер – виден на фото. То есть фонарик не весит, считайте, ничего, и не занимает места вообще и совсем.
Между тем это полноценный налобный фонарик. Светит он, конечно, не так чтоб сильно, имеет два режима (26 люменов и 50 люменов). Для стоянки или в палатке – самое то. Производителями фонарик позиционируется как аварийный, поэтому у него есть ещё два специальных «долгоиграющих» режима – красный (70 часов) и проблесковый белый (95 часов). Но, вообще говоря, стандартный его режим тоже весьма экономичен.
Фонарь использует две батарейки CR2032. Отсек под них открывается полукруглой прорезью под монету - странноватое решение для полевого фонарика.
Весят запасные батарейки к фонарику вместе 10-12 г (изначально в упаковке две батарейки тянут на 15 г, но лишний картон и пластик можно просто отрезать).
По заявлению производителя, фонарик может храниться с вставленными батарейками до 10 лет, водонепроницаем (IP67, до метра на полчаса и полная пылезащита), должен работать при температурах от -30 до +60 по Цельсию. В воду я его не окунал и в Кара-Кумы не носил, равно как и в Оймякон, но, думаю, не наврали.
По опыту, батарейки действительно не тратятся при хранении, но перед началом маршрута, конечно же, их всегда нужно заменять на свежие
Очень забавно сделан переключатель. Вместе с тем такая его конструкция полностью исключает случайную трату заряда в кармане или в рюкзаке - даже без футляра вещи рядом с фонариком будут прижимать рычажок к позиции "выключено".
Зажим на ремешке выполнен в виде свистка - надо полагать, для подачи сигналов в аварийной ситуации.
Про выявленные недостатки, или, скорее, слабые места.
Во-первых, фонарик очень легко потерять. Очень. Он вообще не чувствуется на голове, в погашенном состоянии легко снимается любой веточкой или, скажем, пологом палатки (я, потеряв, практически случайно его потом нашёл). Поэтому очень советую прибавить к нему несколько грамм в виде страховочный веревочки, закрепленной за шапку, петлю рубашки, куртки, или просто надетой на шею.
Во-вторых, ремешок крепится не к самому корпусу фонарика, а пластиковому овалу, соединенному с фонариком маленьким пластиковым шарниром, подозрительно хлипким на вид. Очень спорное решение, которое также может, при грубом обращении, привести к потере: ремешок останется на лбу, а фонарик ку-ку.
В-третьих, цена у него, скажем так, выше средней.
В целом, несмотря на сказанное, Е+lite - отличная машинка, когда требуется "просто свет".
Налобный фонарь Acebeam H40.
От налобного фонарика для дальних выходов мне хотелось, чтобы он:
весил как можно меньше, но умел светить ярко и далеко;
был водонепронепроницаемым;
использовал те же батарейки, что и навигаторы - АА.
Навигаторов у меня два: Garmin GPSmap 64st и 66st. Оба - под батарейки АА. О самих навигаторах и опыте их применения тоже будет статья.
За сочетание этих качеств "в одном флаконе" и был несколько лет назад выбран Acebeam H40.
Какие у него сейчас аналоги - честно, не знаю. Например, похожий Acebeam H30 имеет ненужные мне дополнительные цветные режимы и стоит каких-то неприличных денег.
Вес моего H40 с литиевой батарейкой АА - 83 г.
Вес без части ремешка, которая идет поверх головы - ее я всегда снимаю.
Даёт ли H40 какие-то преимущества по весу по сравнению с другими фонариками? Ну, честно, не особо. Например, мой Petzl Tikka с батарейками весит 87 г. Так что выигрыш - только единый тип батареек для всех устройств, что позволяет в экстренном случае, например, взять батарейку для навигатора в фонарике или наоборот.
Если тип батареек неважен - никаких преимуществ по весу этот фонарик перед обычными на батарейках AAA не имеет.
В то же время ряд положительных отличий у H40 всё же имеется. Корпус у него алюминиевый, раздавить или повредить его существенно сложнее чем пластик у большинства налобных фонариков того же веса. Защита - IP68, то есть должен выдержать погружение под воду до 1 метра в течении 30 минут.
Режимов работы у фонарика четыре: неяркий (1 люмен), обычный (15 лм), яркий (230 лм) и турборежим (1050 лм) В максимальном режиме светит, по уверениям производителя, на 106 м.
Фонарик управляется одной кнопкой, которая может быть заблокирована - а вот это реально шаг вперед по сравнению с тем же Petzl Tikka, где блокировка кнопки не предусмотрена. Очень неприятная штука, когда фонарик включается в сумке или рюкзаке "сам" и высаживает батарейки.
В целом фонарик универсален, и если я беру на маршрут один фонарь - это H40.
Недостаток у фонариков этой фирмы один - цена. Но, повторюсь, мой H40 был куплен под конкретное желание иметь в запасе батарейки только одного типа, и если для кого-то это неважно - легко может быть заменен на обычный пластиковый налобник того же веса.
Ручной фонарь Nitecore EA45S.
Куплен по практике первой вылазки в штольни Адыгеи в 2014 году и применения там моего первого 'современного' налобника – Led Lenser H7R.2 (до него у меня были только фонарики советского времени). Эта самая практика показала, что, кроме света «на лбу», всегда есть необходимость подсветить что-то дополнительно вдали или, ещё актуальнее, под ногами. Особенно пролезая в какую-нибудь узкую дыру. И для этого самое удобное – иметь в кармане дополнительно ручной фонарик, который светит тогда, когда нужно, и туда, куда нужно.
Конструкция его несколько необычная – корпус алюминиевый литой, без единого шва, завинчивается сзади алюминиевой же «пробкой». Водонепроницаемость поэтому IPX8, до двух метров в глубину должен работать, почти подводный фонарь. С литиевыми батарейками весит 206 г (в интернете встречал 132 г, явная ерунда).
Питается четырьмя батарейками АА, которые лежат в корпусе попарно, поэтому фонарик на удивление компактный.
Имеет пять режимов света – 1 люмен, 25лм, 210лм, 480лм и турборежим 1000лм. Уже на 480лм слепит буквально как фара, если не автомобильная, то уж мотоциклетная точно. А на максимуме – буквально как прожектор бьёт. Есть также три специальных режима – стробоскоп, SOS и маяк, которые я никогда не применял.
Управляется двумя кнопками, блокировка кнопок имеется. Есть индикация уровня заряда при вставлении батареек (миганиями), но с этим особо не разбирался – взял за правило на выезды брать только свежие.
Ещё одно, что покоряет в этом фонарике – насколько же удобнее корпус прямоугольного сечения по сравнению с круглым. Вот фонарик, поставленный 'на ребро':
Фонарь сразу лёг в руку так, что даже сомнений не было. Как хороший нож лежит.)
В общем, с моей точки зрения, эта машинка для своих задач близка к идеалу настолько, насколько возможно.
Недостатки, если их так можно назвать - вес и цена.
Почему же фонариков не один, а несколько? Здесь хочется упомягуть об одной распространённой (по опыту своему и друзей) ошибке, которую сделал и сам при покупке первого налобного фонарика десять лет тому назад.
Поскольку цена хороших фонариков немалая, кажется логичным купить один универсальный фонарик на все случаи жизни: хочешь, вдаль свети, хочешь – вблизи. Пример такого "универсала" - упоминавшийся выше налобный фонарь Led Lenser H7R.2. Однако по практике применения пришлось уяснить себе, что минимальный запас «на прочность» и «на закон подлости» практически всегда требует наличия с собой двух фонарей. А это автоматически устраняет необходимость в той самой универсальности. В результате светить на ходу под ноги лучше маленьким налобником, который элементарно легче и удобнее сидит на голове. Светить вдаль и под землёй – тут нужен ручной фонарь помощнее. И в дождь, кстати, тоже. В результате "универсальный" Лед Лензер остался не при делах.
Итак, минимизация по весу и унификация по батарейкам (насколько возможно) проведена. Теперь пройдемся по типовым ситуациям, которые рассмотрены в начале статьи.
Первая: свет желателен, но не критичен.
Пример - любой маршрут выходного дня, за исключением подземного, а также выход на пару – тройку дней, не предполагающий вообще ночной активности, кроме как выйти из палатки до ветру.
В такой ситуации беру с собой Petzl E+lite и наслаждаюсь его весом и габаритами.
Также, разумеется, возьму именно этот фонарь, если придётся совсем всерьёз экономить граммы.
Вторая ситуация: свет просто нужен.
Это любой маршрут на одну - две недели по безлюдной или малолюдной местности.
В групповые маршруты брал Acebeam H40, а если шёл в одиночку - добавлял к нему E+lite в качестве запасного.
Третья ситуация – когда свет критичен.
Для меня это в целом обозначает залезание под землю.
При этом работают ручной фонарик Nitecore EA45S и налобник Acebeam H40. Запасным может быть E+lite, но, скорее всего, в таком случае не буду экономить на граммах и возьму ещё один фонарик, о котором ниже.
Ведь, в принципе, идеальный запасной фонарик – тот, к которому батарейки вообще не нужны.
И такой, разумеется, в хозяйстве есть. Неказистый на вид, но работает без нареканий уже много лет.
В интернет-магазинах его можно найти под названием Комби-17.
Вес 234 г, размеры видны на фото.
Может заряжаться от встроенной динамомашинки или от USB при помощи дополнительного провода.
Светит в двух режимах – как фонарик и как кемпинговый фонарь, имеет подпружиненный крючок для подвешивания на веревку, или, например, на ветку. Разложил ручку, покрутил минуты три, сложил - и минут 10 - 15 работы обеспечено. Свет, конечно, слабенький, но если надо подсветить стоянку или большую палатку – нормально идёт.
Не то чтоб усиленно рекомендую этот фонарик, и, конечно, можно найти другой такой же. Но данная модель неоднократно и на протяжении многих лет проверена в деле, и не вызывала никаких проблем.. Так что если кому нужен простенький и недорогой вариант фонаря-динамки –думаю, в самый раз.
Цена его, кстати, весьма демократичная.
Такие дела.
Всем яркого света и лёгкого пути!
Вторая часть статьи - здесь.
Другие статьи про снаряжение - здесь.
==================================
Рекомендации, мнения и оценки в статье мои и необязательно верные.
Текст основан на моей авторской статье 2019 года с другого ресурса, основательно переработанной и дополненной.
Все фотографии в статье мои.