Найти в Дзене
Harry Bullet

"Светить всегда...". Часть 1. Фонарики для маршрутов

В первой части статьи обобщается мой опыт использования фонариков для многодневных маршрутов и недолгих вылазок под землю. Во второй показано, какие фонарики в настоящее время я беру с собой для ежедневного ношения в городе и почему. Итак. Часть первая – «Два налобника, прожектор и ещё кое-что». Мне известен только один случай, когда на многодневном маршруте можно обойтись без фонарика вообще – это выход в условиях полярного дня. Удивительно удобная, кстати, штука этот полярный день, но, к сожалению, в тех широтах, где обычно приходится ходить, ночь наступает по заведённому распорядку. И чем ближе к зиме время маршрута, тем световой день короче – астрономию не обманешь. Ну и в любом случае под землёй всегда темно, что ночью, что днём. Так что без фонарика никуда. С другой стороны, выход на несколько дней, особенно в одиночку, заставляет критически пересмотреть своё снаряжение в смысле веса и объёма, а потом ещё и «работу над ошибками» сделать.  Для начала примем, что, в соотв

В первой части статьи обобщается мой опыт использования фонариков для многодневных маршрутов и недолгих вылазок под землю.

Во второй показано, какие фонарики в настоящее время я беру с собой для ежедневного ношения в городе и почему.

Итак. Часть первая – «Два налобника, прожектор и ещё кое-что».

Мне известен только один случай, когда на многодневном маршруте можно обойтись без фонарика вообще – это выход в условиях полярного дня. Удивительно удобная, кстати, штука этот полярный день, но, к сожалению, в тех широтах, где обычно приходится ходить, ночь наступает по заведённому распорядку. И чем ближе к зиме время маршрута, тем световой день короче – астрономию не обманешь. Ну и в любом случае под землёй всегда темно, что ночью, что днём.

Так что без фонарика никуда.

С другой стороны, выход на несколько дней, особенно в одиночку, заставляет критически пересмотреть своё снаряжение в смысле веса и объёма, а потом ещё и «работу над ошибками» сделать. 

Для начала примем, что, в соответствии с опытом, всё многообразие жизни в смысле фонариков укладывается в три типовые ситуации:

1. Наличие света желательно, но не критично.

2. Необходим обычный простой свет.

3. Необходим как просто свет, так и яркий свет, при этом отсутствие света критично вплоть до серьёзных неприятностей и летального исхода.

Исходными условиями для формирования перечня снаряжения являются, очевидно, минимальный вес и объём. Хорошо бы также скажем, таскать с собой батарейки только одного типа.

Сразу могу сказать, что я не ставил перед собой задачи минимизировать снаряжение по стоимости. С другой стороны, применение оборудования от неизвестного производителя – это всегда лотерея: может, будет работать долгие годы не хуже «фирменного», а может, сдохнет в самый критический момент. Соответственно, одна из целей данного обзора - чтобы прочитавший мог сделать вывод: нужны ли данные фонарики ему за такие деньги, поискать ли их более дешёвые клоны или вообще приобрести что-то другое.

Переходя к конкретике, вот перечень «рабочих» фонариков, которые ходят со мной в настоящее время:

налобный фонарь Petzl E+Lite;

налобный фонарь Acebeam H40;

ручной фонарь Nitecore EA45S.

Acebeam H40, Petzl E+lite, футляр от него, Nightcore EA45S
Acebeam H40, Petzl E+lite, футляр от него, Nightcore EA45S

Фонарики куплены много лет назад, однако на момент написания данной статьи Petzl E+lite и Nightcore EA45S доступны в продаже. Acebeam H40 отсутствует (при этом есть несуразно дорогой H30 того же размера).

Подробнее о каждом.

Налобный фонарь Petzl E+Lite.

Petzl E+lite и батарейки к нему
Petzl E+lite и батарейки к нему

Petzl E+lite в чехле (рядом для сравнения батарейка АА)
Petzl E+lite в чехле (рядом для сравнения батарейка АА)

Фонарик, который заслуженно можно назвать суперлёгким и суперкомпактным. Вес с батарейками и в родном пластмассовом футлярчике 47 г, вес самого фонарика с батарейками - 27 г (здесь и далее приводится вес конкретных моих экземпляров, которые я взвешивал сам). В интернете указывают 26 г. Размер – виден на фото. То есть фонарик не весит, считайте, ничего, и не занимает места вообще и совсем.

Вес со вставленными батарейками без футляра
Вес со вставленными батарейками без футляра

Вес со вставленными батарейками в футляре
Вес со вставленными батарейками в футляре

Между тем это полноценный налобный фонарик. Светит он, конечно, не так чтоб сильно, имеет два режима (26 люменов и 50 люменов). Для стоянки или в палатке – самое то. Производителями фонарик позиционируется как аварийный, поэтому у него есть ещё два специальных «долгоиграющих» режима – красный (70 часов) и проблесковый белый (95 часов). Но, вообще говоря, стандартный его режим тоже весьма экономичен.

Фонарь использует две батарейки CR2032. Отсек под них открывается полукруглой прорезью под монету - странноватое решение для полевого фонарика.

Весят запасные батарейки к фонарику вместе 10-12 г (изначально в упаковке две батарейки тянут на 15 г, но лишний картон и пластик можно просто отрезать).

Вес двух запасных батареек 2032 в упаковке
Вес двух запасных батареек 2032 в упаковке

По заявлению производителя, фонарик может храниться с вставленными батарейками до 10 лет, водонепроницаем (IP67, до метра на полчаса и полная пылезащита), должен работать при температурах от -30 до +60 по Цельсию. В воду я его не окунал и в Кара-Кумы не носил, равно как и в Оймякон, но, думаю, не наврали.

По опыту, батарейки действительно не тратятся при хранении, но перед началом маршрута, конечно же, их всегда нужно заменять на свежие

Очень забавно сделан переключатель. Вместе с тем такая его конструкция полностью исключает случайную трату заряда в кармане или в рюкзаке - даже без футляра вещи рядом с фонариком будут прижимать рычажок к позиции "выключено".

Фонарик выключен. Для его включения белый рычажок поворачивается против часовой стрелки.
Фонарик выключен. Для его включения белый рычажок поворачивается против часовой стрелки.

Фонарик включен на минимальный режим. Белый переключатель повернут против часовой стрелки до соответствующего символа.
Фонарик включен на минимальный режим. Белый переключатель повернут против часовой стрелки до соответствующего символа.

Зажим на ремешке выполнен в виде свистка - надо полагать, для подачи сигналов в аварийной ситуации.

Про выявленные недостатки, или, скорее, слабые места.

Во-первых, фонарик очень легко потерять. Очень. Он вообще не чувствуется на голове, в погашенном состоянии легко снимается любой веточкой или, скажем, пологом палатки (я, потеряв, практически случайно его потом нашёл). Поэтому очень советую прибавить к нему несколько грамм в виде страховочный веревочки, закрепленной за шапку, петлю рубашки, куртки, или просто надетой на шею.

Во-вторых, ремешок крепится не к самому корпусу фонарика, а пластиковому овалу, соединенному с фонариком маленьким пластиковым шарниром, подозрительно хлипким на вид. Очень спорное решение, которое также может, при грубом обращении, привести к потере: ремешок останется на лбу, а фонарик ку-ку.

В-третьих, цена у него, скажем так, выше средней.

В целом, несмотря на сказанное, Е+lite - отличная машинка, когда требуется "просто свет".

Налобный фонарь Acebeam H40.

Acebeam H40
Acebeam H40

От налобного фонарика для дальних выходов мне хотелось, чтобы он:

весил как можно меньше, но умел светить ярко и далеко;

был водонепронепроницаемым;

использовал те же батарейки, что и навигаторы - АА.

Навигаторов у меня два: Garmin GPSmap 64st и 66st. Оба - под батарейки АА. О самих навигаторах и опыте их применения тоже будет статья.

За сочетание этих качеств "в одном флаконе" и был несколько лет назад выбран Acebeam H40.

Какие у него сейчас аналоги - честно, не знаю. Например, похожий Acebeam H30 имеет ненужные мне дополнительные цветные режимы и стоит каких-то неприличных денег.

Вес моего H40 с литиевой батарейкой АА - 83 г.

Вес Acebeam H40 с литиевой батарейкой (1 шт) и без части ремешка, которая идет поверх головы
Вес Acebeam H40 с литиевой батарейкой (1 шт) и без части ремешка, которая идет поверх головы

Вес без части ремешка, которая идет поверх головы - ее я всегда снимаю.

Даёт ли H40 какие-то преимущества по весу по сравнению с другими фонариками? Ну, честно, не особо. Например, мой Petzl Tikka с батарейками весит 87 г. Так что выигрыш - только единый тип батареек для всех устройств, что позволяет в экстренном случае, например, взять батарейку для навигатора в фонарике или наоборот.

Если тип батареек неважен - никаких преимуществ по весу этот фонарик перед обычными на батарейках AAA не имеет.

Acebeam H40 и Petzl Tikka (TacTikka)
Acebeam H40 и Petzl Tikka (TacTikka)

В то же время ряд положительных отличий у H40 всё же имеется. Корпус у него алюминиевый, раздавить или повредить его существенно сложнее чем пластик у большинства налобных фонариков того же веса. Защита - IP68, то есть должен выдержать погружение под воду до 1 метра в течении 30 минут.

Режимов работы у фонарика четыре: неяркий (1 люмен), обычный (15 лм), яркий (230 лм) и турборежим (1050 лм) В максимальном режиме светит, по уверениям производителя, на 106 м.

Фонарик управляется одной кнопкой, которая может быть заблокирована - а вот это реально шаг вперед по сравнению с тем же Petzl Tikka, где блокировка кнопки не предусмотрена. Очень неприятная штука, когда фонарик включается в сумке или рюкзаке "сам" и высаживает батарейки.

Acebeam H40 вблизи
Acebeam H40 вблизи

В целом фонарик универсален, и если я беру на маршрут один фонарь - это H40.

Недостаток у фонариков этой фирмы один - цена. Но, повторюсь, мой H40 был куплен под конкретное желание иметь в запасе батарейки только одного типа, и если для кого-то это неважно - легко может быть заменен на обычный пластиковый налобник того же веса.

Ручной фонарь Nitecore EA45S.

Фонарик Nitecore EA45S
Фонарик Nitecore EA45S

Куплен по практике первой вылазки в штольни Адыгеи в 2014 году и применения там моего первого 'современного' налобника – Led Lenser H7R.2 (до него у меня были только фонарики советского времени). Эта самая практика показала, что, кроме света «на лбу», всегда есть необходимость подсветить что-то дополнительно вдали или, ещё актуальнее, под ногами. Особенно пролезая в какую-нибудь узкую дыру. И для этого самое удобное – иметь в кармане дополнительно ручной фонарик, который светит тогда, когда нужно, и туда, куда нужно.

Конструкция его несколько необычная – корпус алюминиевый литой, без единого шва, завинчивается сзади алюминиевой же «пробкой». Водонепроницаемость поэтому IPX8, до двух метров в глубину должен работать, почти подводный фонарь. С литиевыми батарейками весит 206 г (в интернете встречал 132 г, явная ерунда).

Nitecore EA45S со вставленными литиевыми АА  батарейками (4 шт)
Nitecore EA45S со вставленными литиевыми АА батарейками (4 шт)

Питается четырьмя батарейками АА, которые лежат в корпусе попарно, поэтому фонарик на удивление компактный.

Имеет пять режимов света – 1 люмен, 25лм, 210лм, 480лм и турборежим 1000лм. Уже на 480лм слепит буквально как фара, если не автомобильная, то уж мотоциклетная точно. А на максимуме – буквально как прожектор бьёт. Есть также три специальных режима – стробоскоп, SOS и маяк, которые я никогда не применял.

Управляется двумя кнопками, блокировка кнопок имеется. Есть индикация уровня заряда при вставлении батареек (миганиями), но с этим особо не разбирался – взял за правило на выезды брать только свежие.

Кнопки поближе
Кнопки поближе

Ещё одно, что покоряет в этом фонарике – насколько же удобнее корпус прямоугольного сечения по сравнению с круглым. Вот фонарик, поставленный 'на ребро':

Корпус Nitecore EA45S, вид сверху ('на ребре')
Корпус Nitecore EA45S, вид сверху ('на ребре')

Фонарь сразу лёг в руку так, что даже сомнений не было. Как хороший нож лежит.)

В общем, с моей точки зрения, эта машинка для своих задач близка к идеалу настолько, насколько возможно.

Недостатки, если их так можно назвать - вес и цена.

Почему же фонариков не один, а несколько? Здесь хочется упомягуть об одной распространённой (по опыту своему и друзей) ошибке, которую сделал и сам при покупке первого налобного фонарика десять лет тому назад.

Поскольку цена хороших фонариков немалая, кажется логичным купить один универсальный фонарик на все случаи жизни: хочешь, вдаль свети, хочешь – вблизи. Пример такого "универсала" - упоминавшийся выше налобный фонарь Led Lenser H7R.2. Однако по практике применения пришлось уяснить себе, что минимальный запас «на прочность» и «на закон подлости» практически всегда требует наличия с собой двух фонарей. А это автоматически устраняет необходимость в той самой универсальности. В результате светить на ходу под ноги лучше маленьким налобником, который элементарно легче и удобнее сидит на голове. Светить вдаль и под землёй – тут нужен ручной фонарь помощнее. И в дождь, кстати, тоже. В результате "универсальный" Лед Лензер остался не при делах.

Итак, минимизация по весу и унификация по батарейкам (насколько возможно) проведена. Теперь пройдемся по типовым ситуациям, которые рассмотрены в начале статьи.

Первая: свет желателен, но не критичен.

Пример - любой маршрут выходного дня, за исключением подземного, а также выход на пару – тройку дней, не предполагающий вообще ночной активности, кроме как выйти из палатки до ветру. 

В такой ситуации беру с собой Petzl E+lite и наслаждаюсь его весом и габаритами. 

Также, разумеется, возьму именно этот фонарь, если придётся совсем всерьёз экономить граммы.

Вторая ситуация: свет просто нужен.

Это любой маршрут на одну - две недели по безлюдной или малолюдной местности.

В групповые маршруты брал Acebeam H40, а если шёл в одиночку - добавлял к нему E+lite в качестве запасного.

Третья ситуация – когда свет критичен.

Для меня это в целом обозначает залезание под землю

При этом работают ручной фонарик Nitecore EA45S и налобник Acebeam H40. Запасным может быть E+lite, но, скорее всего, в таком случае не буду экономить на граммах и возьму ещё один фонарик, о котором ниже. 

Ведь, в принципе, идеальный запасной фонарик – тот, к которому батарейки вообще не нужны.

И такой, разумеется, в хозяйстве есть. Неказистый на вид, но работает без нареканий уже много лет.

В интернет-магазинах его можно найти под названием Комби-17.

Фонарь со встроенной динамомашинкой Комби-17
Фонарь со встроенной динамомашинкой Комби-17

С торца - фонарик, а если поставить (или повесить) вертикально - кемпинговый фонарь.
С торца - фонарик, а если поставить (или повесить) вертикально - кемпинговый фонарь.

Вес 234 г, размеры видны на фото.

Вес фонарика без провода для зарядки
Вес фонарика без провода для зарядки

Может заряжаться от встроенной динамомашинки или от USB при помощи дополнительного провода.

Комби-17 с разложенной ручкой для подзарядки
Комби-17 с разложенной ручкой для подзарядки

Светит в двух режимах – как фонарик и как кемпинговый фонарь, имеет подпружиненный крючок для подвешивания на веревку, или, например, на ветку. Разложил ручку, покрутил минуты три, сложил - и минут 10 - 15 работы обеспечено. Свет, конечно, слабенький, но если надо подсветить стоянку или большую палатку – нормально идёт.

Не то чтоб усиленно рекомендую этот фонарик, и, конечно, можно найти другой такой же. Но данная модель неоднократно и на протяжении многих лет проверена в деле, и не вызывала никаких проблем.. Так что если кому нужен простенький и недорогой вариант фонаря-динамки –думаю, в самый раз.

Цена его, кстати, весьма демократичная.

Такие дела.

Всем яркого света и лёгкого пути!

-21

Вторая часть статьи - здесь.

Другие статьи про снаряжение - здесь.

Снаряжение самодельное и покупное | Harry Bullet | Дзен

==================================

Рекомендации, мнения и оценки в статье мои и необязательно верные.

Текст основан на моей авторской статье 2019 года с другого ресурса, основательно переработанной и дополненной.

Все фотографии в статье мои.