Найти в Дзене
CNN Russian

SpaceX получила одобрение регулирующих органов на пятый испытательный полет ракеты Starship

Оглавление

Федеральные регулирующие органы предоставили SpaceX долгожданную лицензию на проведение пятого испытательного запуска без экипажа Starship, самой мощной ракетной системы, когда-либо созданной.

Федеральное авиационное управление США, которое выдает лицензии на коммерческие запуски ракет, объявило в субботу, что SpaceX “выполнила все требования безопасности, охраны окружающей среды и другие лицензионные требования для суборбитального испытательного полета”.

Сверхтяжелая ракета-носитель, оснащенная космическим кораблем Starship, должна стартовать с базы Starbase компании в Бока-Чика, штат Техас, в течение 30-минутного периода запуска, который начнется в 8 утра по восточному времени в воскресенье, сообщается на веб-сайте SpaceX.

Демонстрационная миссия включает в себя амбициозную попытку вернуть ракету-носитель Starship высотой 71 метр обратно на гигантскую посадочную платформу после того, как она израсходует большую часть топлива и отделится от верхней части космического корабля Starship. В случае успеха Super Heavy будет пойман в воздухе с помощью пары массивных металлических «клешней», которые SpaceX называет «палочками для еды».

Тем временем космический корабль Starship продолжит полёт самостоятельно, используя шесть бортовых двигателей, прежде чем выполнить манёвр посадки над Индийским океаном примерно через час после запуска.

Цель каждого этапа — продумать, как SpaceX сможет однажды восстановить и быстро запустить в полёт ускорители Super Heavy и космический корабль Starship для будущих миссий. Быстрое повторное использование деталей ракеты считается важным для достижения цели SpaceX по значительному сокращению времени и затрат на доставку грузов — или людей — на орбиту Земли и в дальний космос.

В конечном итоге SpaceX планирует использовать капсулу Starship в качестве посадочного модуля, который доставит астронавтов НАСА на поверхность Луны в 2026 году в рамках миссии «Артемида III» и в конечном итоге доставит первых людей на Марс.

Вражда SpaceX с FAA

Одобрение FAA на эту миссию получено после того, как SpaceX — и, в частности, ее воинственный генеральный директор Илон Маск — и федеральное агентство публично поссорились.

Предполагалось, что Федеральное управление гражданской авиации выдаст лицензию на этот испытательный запуск несколько недель назад. Компания SpaceX заявила, что корабль Starship был готов к запуску «с первой недели августа».

Но агентство отложило выдачу лицензии, потому что SpaceX подала заявку, “не раскрывая, что они нарушали техасский и федеральный закон по некоторым вопросам”, - сказал администратор FAA Майк Уитакер во время выступления перед Конгрессом 24 сентября.

Уитакер сказал, что 30-дневная задержка была вызвана тем, что SpaceX не смогла предоставить FAA обновленный "отчет о звуковом ударе”. Звуковые удары - это громкие звуки, которые может издавать ракета, когда она начинает двигаться быстрее скорости звука.

Еще одна задержка была вызвана “несоблюдением SpaceX законодательства штата Техас”, сказал Уитакер, очевидно, имея в виду обвинения в том, что у SpaceX не было надлежащих разрешений на эксплуатацию системы отвода воды в Техасе, которая используется для предотвращения удара сверхтяжелой ракеты-носителя при ее запуске.

-2

В опубликованном письме SpaceX опровергла утверждение Уитакер о том, что задержки были связаны с общественной безопасностью.

«Кроме того, его утверждение о том, что SpaceX нарушила законодательство штата, просто неверно. SpaceX не нарушала законодательство штата — у SpaceX было разрешение на сброс воды от Техасской комиссии по качеству окружающей среды (TCEQ)», — говорится в заявлении компании от 24 сентября.

SpaceX также публично опровергла сообщения о том, что компания нарушила правила обращения со сточными водами с помощью системы промывки, которая, по словам SpaceX, использует питьевую воду.

В сентябрьской публикации в блоге компания SpaceX также сообщила, что после каждого использования системы «проводился анализ выходящей воды, который неизменно показывал незначительное содержание каких-либо загрязняющих веществ, в частности, что все показатели оставались ниже стандартов для всех разрешений на сброс, выдаваемых государством».

В заявлении, касающемся системы отвода воды, FAA заявило в пятницу, что оно рассматривает SpaceX в соответствии с Законом о чистой воде.

Это решение было принято после того, как FAA получило подтверждение от регулирующих органов штата Техас и федерального агентства по охране окружающей среды в августе и сентябре соответственно, что SpaceX согласилась “получить разрешение на систему ликвидации выбросов загрязняющих веществ в Техасе, выплатить гражданские штрафы и соблюдать различные требования к мониторингу и отчетности”, согласно заявлению FAA.

Агентство по охране окружающей среды передало вопросы Техасской комиссии по качеству окружающей среды, которая не ответила на запросы CNN о комментариях.

SpaceX также столкнулась с судебным иском от защитников окружающей среды по этому вопросу, который компания назвала «необоснованным и легкомысленным».

В ожидании полета

В конце сентября компания SpaceX сообщила, что ожидает получения разрешения на последний испытательный полёт Starship в ноябре. Эти сроки были неожиданно перенесены на начало октября.

Неясно, что послужило причиной изменения.

Маск неоднократно использовал X, платформу социальных сетей, ранее известную как Twitter, которую он купил два года назад за 44 миллиарда долларов, чтобы критиковать FAA.

В посте от 17 сентября он пригрозил подать в суд на агентство за “превышение нормативных требований”. Маск, который занимает все более активную позицию в политике, выражая отвращение к администрации Байдена и свою поддержку бывшего президента Дональда Трампа, также написал 25 сентября, что, по его мнению, Уитакер “должен уйти в отставку”. Маск также утверждал, что деятельность агентства была “политически мотивированной”.

Заявления Маска прозвучали после того, как Федеральное управление гражданской авиации США предложило SpaceX выплатить 633 009 долларов в качестве штрафа за нарушение требований лицензии на запуск во время двух полётов ракеты Falcon 9.

SpaceX отрицает правонарушения, связанные с этими требованиями, заявляя, что ни одно из обвинений не касается общественной безопасности. В письме от 18 сентября компания сообщила, что она также заранее уведомила FAA об изменениях в своей программе запусков, но агентство не отреагировало своевременно.

-3

Во время своего выступления перед Комитетом Палаты представителей США по транспорту и инфраструктуре в сентябре Уитакер заявил, что поддерживает цели SpaceX, но надеется привлечь компанию к ответственности.

"Я согласен с тем, что это жизненно важная миссия, — сказал Уитакер конгрессмену-республиканцу Кевину Кайли из Калифорнии о разработке Starship компанией SpaceX."
"Я считаю, что SpaceX — очень инновационная компания, но я также считаю, что это зрелая компания. … И я считаю, что они должны работать на высочайшем уровне безопасности."

SpaceX ранее вступала в противоречие с FAA при испытаниях Starship. Примечательно, что компания запустила в 2020 году испытательный полет прототипа ракеты под названием Starship SN8 без получения предварительного одобрения FAA в целях обеспечения общественной безопасности. В то время FAA заявило, что отклонило отказ, хотя и не планировало предпринимать дальнейших принудительных действий против SpaceX.

Отношение Маска к FAA постоянно менялось. Например, в какой-то момент в 2023 году он сказал, что не винит FAA в задержке запусков Starship.

«Справедливости ради стоит отметить, что Федеральное управление гражданской авиации редко вызывает значительные задержки при запуске, — сказал Маск в то время. — В подавляющем большинстве случаев ответственность лежит на нас».

Подписка и комментарий очень помогут развитию канала!!!