Найти тему
Русский гнозис

Духовные упражнения

Духовные упражнения

Чтобы пояснить, что имеется ввиду под названием «духовные упражнения» приведу здесь цитату из книги Пьера Адо «Духовные упражнения и античная философия»:

«"Духовные упражнения". Выражение немного сбива­ет с толку современного читателя. Прежде всего, упот­ребление слова "духовный" сегодня больше не считает­ся очень хорошим тоном. Но все-таки нужно смирить­ся с использованием именно этого термина, потому что другие возможные прилагательные или определе­ния — "психический", "нравственный", "этический", "интеллектуальный", "мысли", "души" — не выражают все аспекты реальности, которую мы хотим описать. Можно было бы, разумеется, говорить об упражнениях мысли, поскольку в этих упражнениях мысль в некото­ром роде принимает себя за материю и стремится из­менить себя сама. Но слово "мысль" недостаточно чет­ко указывает на важность участия в этих упражнениях воображения и чувств. По тем же самым причинам мы не можем удовлетвориться "интеллектуальными уп­ражнениями", несмотря на то, что интеллектуальные аспекты (определение, разделение, рассуждение, чте­ние, исследование, риторическое усиление) играют здесь большую роль. "Этические упражнения" были бы достаточно привлекательным выражением, потому что, как мы увидим, упражнения, о которых идет речь, очень способствуют врачеванию страстей и относятся к видению жизни. Однако все равно это было бы слиш­ком ограниченное видение. На самом деле, эти упраж­нения соответствуют преобразованию видения мира и метаморфозе личности. Слово "духовный" действи­тельно позволяет понять, что эти упражнения являют­ся творчеством не только мысли, но всей психики ин­дивида; оно особенно раскрывает настоящий масштаб этих упражнений: благодаря им, индивид возвышается к жизни объективного Духа, то есть снова помещает себя в перспективу Всего.»