Путь начался с появления устройств, записывающих и воспроизводящих звук, проигрывателей. Многие эксперты спорят, с какого изобретения начинается точка отсчета. Чтобы ничего не упустить, пойдем издалека. Первым в своем роде проигрывателем стала музыкальная шкатулка. Она же — первый аналоговый носитель. Обычный часовщик из Женевы по имени Антуан Фавр в конце XVIII века создал простенький музыкальный механизм, который встраивался в часы и флаконы для духов.
В начале XIX века на основе этого механизма была сконструирована музыкальная шкатулка. Ее принцип работы несложен. При прокручивании рукоятки начинает вращаться цилиндр со штырьками. Они проходят по металлической гребенке, за счет чего воспроизводится мелодия. Гребенка состоит из зубьев разной формы, что обеспечивает разную длину каждого звука. Пружинный механизм отвечает за длительность воспроизведения музыки.
В середине XIX века было создано первое звукозаписывающее устройство. Эдуард Леон Скотт де Мартенвиль изобрел фоноавтограф. Его конструкция в будущем послужила основой для создания фонографа и граммофона. Аппарат включал в себя вибрирующую мембрану и акустический конус. Комплектующие соединялись иглой. Также конструкция имела стеклянный ролик цилиндрической формы, обернутый бумагой или покрытый копотью. При ручном вращении ролика игла соприкасалась с его поверхностью, провоцируя появление звуковых колебаний. Они проходили через конус, из-за чего мембрана вибрировала. Колебания передавались игле, ставящей отметки на копоти.
Недостатком фоноавтографа была невозможность воспроизводить звуковые колебания. В 1877 году Томас Эдисон исправил это несовершенство. Он создал устройство, способное воспроизводить звук, — фонограф. Изучая принципы работы перфокарт, изобретатель обратил внимание на то, что все контакты при соприкосновении с картой издают различные по высоте звуки. Это наблюдение вдохновило его на создание звукозаписывающего устройства.
Фонограф имел нехитрый принцип работы. Основным элементом был сменный барабан с цилиндрической спиралью, на которой располагалась звуковая дорожка. Также устройство включало 2 мембранных элемента. Оба были соединены с иглой. Один компонент отвечал за запись звука, а второй — за его воспроизведение. Сигнал, попадающий в рупор, воздействовал на иглу. Она в свою очередь оставляла на цилиндре бороздки. От интенсивности звука зависела глубина бороздки.
Фонограф стал чудом своего времени. Но он имел и недостатки. Во-первых, звукосниматели обладали пониженной износостойкостью. Во-вторых, его конструкция нуждалась в изготовлении специальных оловянных валиков, покрытых фольгой. Производство подобных деталей представляло собой очень трудоемкий процесс. Поэтому работа над созданием более совершенного звукозаписывающего устройства с более простой конструкцией продолжилась.
В 1897 году Эмиль Берлинер видоизменил конструкцию фонографа и запатентовал сразу два новых изобретения: рекордер и граммофон. Он же предложил осуществлять запись звука на плоский диск круглой формы. Преимущество граммофона было в более высоком качестве звука, менее трудоемком производстве и простом тиражировании записей.
Резец, прикрепленный к мембране, наносил на лаковый диск след, который переносился на пластинку. Во время вращения диска игла двигалась по его спирали и вызывала колебания блина. Такой принцип работы обеспечивал поперечную запись, при которой звуковые искажения минимизировались, а звук был более громким в сравнении с сигналом, воспроизводимым фонографом.
Первая грампластинка была изготовлена из цинка. На нее записывался звук с помощью рекордера. Знаковым было то, что с помощью цинкового диска можно было тиражировать множество копий изделия. С этого момента инженеры стали искать подходящий материал для их массового производства.