Принятие христианства Русью в 988 году событие бесконечной важности в истории России. Принятие православия событие логичное, к которому так или иначе должно было прийти русское государство. Язычество во многом изжило себя, не решало множество социальных вопросов, не давала возможности обществу развиваться в духовном отношении и стало преградой для активной внешней политики с европейскими государствами. Как это не удивительно, язычество не пропало с приходом христианства, а ещё долго давало о себе знать.
Язычество дало знать о том, что оно ещё живо уже после смерти Владимира Крестителя в 1015, тоесть не сразу после принятия христианства. Одно из первых антихристианских восстаний произошло в 1024 году в Суздале под руководством волхвов. Подавлял восстание Ярослав Мудрый, при чем не так жестоко как мы могли ли бы это себе представить. Убивали преимущество бунтовщиков, которые сами взялись за оружие и волхвов, провоцирующих восстание. Другие язычесткие восстания проходили по похожем сценарию. Русские князья во время борьбы с язычниками, в-первую очередь обращались ко здравому смыслу, а не силе.
Одним из приемом нацеленным на уменьшение язычников, было уничтожение языческих капищ и быстрое возведение на их месте православных святынь. И это срабатывало, "коллективной памяти" надолго не хватало и вскоре люди забыли про жертвенники и другие языческие атрибуты, а после и привыкли к православным храмам и проповедям священников. Это дало результат, уже в 1010 году в Новгороде и Киеве спокойно относились к православию.
Возникла проблема жрецов-шарлатанов. Двигало ими не искренняя вера в языческих богов, а осознание потери власти. Поэтому они начали привлекать к себе людей: объявляли себя старыми богами, говорили, что богатые люди прячут от них еду, рассказывали, что князья не люди, а злые духи. Правители не стали силой расправляться со жрецами, а начали их разоблачать.
Показательно закончилось новгородское языческое выступление 1071 года, которое, кстати, стало последним из крупных антихристианских восстаний. Новгородский князь Глеб Святославич выслушал пророчества волхва, возводящего в народ смуту, согласно которым жрец этот уже вечером будет творить чудеса великие, да и тюкнул его по темечку топориком.
Примерно по этому образцу и проходила активная фаза ликвидации язычества до конца XI века. Потом распространение христианства по отдаленным уголкам Руси пошло уже естественным путем, то есть без восстаний и расправ.