- Четыре из пяти петухов зашли вечером в новый домик сами! – победно сказала Ника.
- А кто не зашел? – спросила я.
- Цезарь. Он все еще подходит к старому домику.
Белый шелковый петушок, который приехал к нам в конце июня и в ныне уже бывшем их жилище провел явно меньше времени, чем все остальные петухи, прожившие в нем больше года, продолжает следовать по вечерам своему старому маршруту, несмотря на то, что обстоятельства жизни вокруг поменялись. О чем это говорит? О неспособности (а иногда и о нежелании, если переносить на людей) видеть то, что прежнее поведение уже не работает: дверь нового домика постоянно закрыта уже несколько дней. А еще о том, что сила в коллективе. Возможно, не все из четырех других петухов так быстро научились бы заходить в новый домик, если бы делали это поодиночке. Но кто-то из них первых выстроил в своей голове новый (нейронный) путь, и остальные взяли с него пример, так как это поведение приводило к желаемому результату: как только смеркается, петухи оказываются в безопасном для них и теплом укрытии. И это во многом результат крепких социальных связей между Бешей, Наггетсом, Бурегром и Кимчи, хоть порой они и устраивают между собой петушиные бои (в прямом смысле).
***
Когда я кормила сегодня собак, то обратила внимание, что они какие-то особо нервные. Видимо, к перемене погоды, скорее всего к похолоданию. А значит, все «несовершенства» системы (коллектива) обостряются и вылезают наружу. Гера, прожив у нас больше года, так и не научилась нормально сидеть и ждать, а также не отнимать еду у сородичей. Даже чрезмерно эмоциональный дурашка Багги справился с этой задачей, а Гера – нет. Такое ощущение, что она категорически не приемлет то, что теперь не единственная собака в доме, а часть стаи (а может, до сих пор не хочет мириться с этим) и что с другими ее членами тоже надо считаться. Она все так же продолжает устраивать возню на кормежке, порой перерастающую в драки. Если другие собаки хотя бы просто возбужденно реагируют на этот процесс, то Герина нервозность ищет выхода и перерастает в агрессивное поведение, переадресованное на других собак. А кто-нибудь типа Али или Ирги и сами не прочь сказать 100 «ласковых» слов в ответ. Да и зубы пустить в ход тоже могут.
Но сегодня Гера умудрилась «нарваться» даже на Бублика. К счастью, у большинства наших собак весь конфликт заканчивается грозным рычанием или громким лаем, но до драки дело не доходит: все-таки воспитанные – особенно если с детства – в Святополе животные вполне умеют держать себя в лапах и хоть как-то, но договариваться с другими. А не лезть на рожон, потому что все внутри бурлит. Гера эту науку еще не постигла (хотя уже стала вести себя намного адекватнее и спокойнее в коллективе).
Так что на сегодняшней кормежке все собаки хоть и вели себя эмоционально, но в рамках разумного. Все, кроме Геры, которая то и дело гавкалась со всеми подряд и рыбу прямо из пасти у других вырывала (а этого не позволяют себе даже несдержанный Пират или егоза Тилли). В итоге ее оттеснили на периферию круга кормежки и жестко пресекали все попытки добраться в его центр.
Конечно, голодной Гера не осталась. А я, наблюдая за этой ситуацией, ощущала, как меня обуревают смешанные чувства. С одной стороны, мне было жаль ее и я понимала, что собака не виновата: она так воспитана (или не воспитана), у нее не было подходящего опыта в детстве, а во взрослом возрасте исправимо уже не все. С другой – то, какую заваруху она постоянно устраивала и какое бурление инициировала во время кормежки, меня откровенно раздражало.
А еще я в очередной раз задумалась о том, что если мы постараемся немножко раздвинуть границы своего восприятия, хоть на чуть-чуть отвлечемся от собственного эгоцентризма и постараемся максимально «объективно» (или для начала просто отстраненно) взглянуть на происходящее вокруг, то поймем, что мы существуем лишь как часть чего-то большого, без чего мы как единица даже немыслимы. Словно одна клетка в едином организме, которая хоть и значит многое (особенно если вдруг начнет бесконтрольно делиться, «наплевав» на окружающих ее соседей и превратившись в раковую), но все же может значительно меньше сама по себе, чем в составе нечто большего – клеточного «коллектива», тела.
Так и мы, люди, или животные, или… да те же самые клетки на самом деле лишь части тех коллективов, в которые входим. Да, конечно, осознавать себя как что-то отдельное тоже очень важно и нужно, но… во всем нужен баланс. И пока мы мним себя как нечто отдельное и весьма значимое, игнорируя связи с другими, мы будем стоять перед закрытыми дверьми, в то время как остальные уютно устраиваются в новом домике, или оказываться на периферии круга, ожидая, когда до нас «долетят» лакомые кусочки чего-то вкусненького.
Подписывайтесь на наш канал , чтобы узнавать еще больше историй о жизни с животными в лесу! И, конечно,приезжайте в гости!