"Черный квадрат" Казимира Малевича - одно из самых загадочных произведений в истории мировой культуры и русского авангарда. И сколько бы ни было попыток его интерпретировать, этого всегда будет недостаточно, так как само произведение настолько странное и необычное, что прийти к единой универсальной трактовке просто невозможно. Но если рассмотреть несколько разных подходов к истолкованию этого произведения, которые помогут прояснить ситуацию, можно прийти к собственному заключению, что же такое «Черный квадрат» - великий обман или шедевр мировой живописи.
Интерпретация №1. Фактически-историческая. Начнем с истории создания этого произведения, что позволит понять намерения самого художника. Итак, история создания первого «Черного квадрата» (напомню, что их было несколько) такова: в начале десятых годов ХХ века Казимир Малевич входил в группу кубофутуристов. Явление кубофутуризма в истории русского авангарда изначально включало в себя подражание Сезанну. Из этого движения выросло несколько авангардистских групп, в том числе «Бубновый Валет» и «Ослиный хвост». Малевич примыкал к разным группам в разное время, и в итоге, отделившись от всех, нашел себе соратников — поэта Алексея Крученых и композитора Михаила Матюшина, вместе с которыми организовал съезд футуристов на даче у Матюшина. Там же они написали первый манифест своей группы и решили поставить оперу.
Дело в том, что для начала ХХ века было характерно синтезировать искусство: соединять музыку, поэзию, живопись и театральные формы в одну синкретическую вещь. Опера называлась «Победа над солнцем», и Казимир Малевич делал для нее эскизы декораций. Первая версия «Черного квадрата» появилась как раз в связи с названием оперы, таким способом художник изобразил затмение солнца в кубофутуристическом стиле. Первые эскизы демонстрируют, что Малевич пытался создать образ «антисолнца». Сама идея этой авангардной постановки заключалась в протесте против традиции в оперном и поэтическом языке. На сцене стояло расстроенное пианино, издававшее странные какофонические звуки, действие было абстрактно и хаотично. «Черный квадрат» служил задником декораций.
Премьера оперы состоялась в 1913 году, а позже в 1915 году была организована выставка художников футуристов. Малевич специально для нее создал огромное количество «супрематических фигур», что свидетельствует о том, что уже к тому времени, к 1915 году он сформировал собственную художественную систему, которую назвал супрематизмом. К черному квадрату он добавил крест, прямоугольник, круг, варьируя движение простых геометрических фигур в различных комбинациях. Но центральным в этой системе был черный квадрат, помещенный в красный угол, с намеком на то, что это новая икона. Таким образом, все говорило о том, что супрематическая система Малевича претендовала на роль новой религии, эта новая система мировоззрения должна была заменить старую традиционную. Говоря об эпохе модернизме, мы должны всегда помнить о том, что главное для авангардистов было бороться с традицией, разрушать старое и создавать нечто кардинально новое. Итак, одно значение, которое мы можем зафиксировать, - это метафорическое затмение солнца, символизирующее закат старой культурной парадигмы и новый мифологический знак, провозвестник новой религии.
Интерпретация №2. Супрематическая. Эволюция творческого метода Малевича проходила в несколько этапов, как и у любого художника. До того, как прийти к беспредметничеству, он испытывал различные влияния, был период, когда он общался с поэтами и композиторами «заумниками». Явление «зауми» было очень популярно среди русских авангардистов, например, творчество Хармса или Хлебникова. Поэты дробили язык на звуки и создавали фонетическую поэзию, на волне этих увлечений разрушения форм и появился супрематизм. Малевич не придерживался чистого супрематизма всю жизнь, после 19го года вновь произошло возвращение к кубизму, а в конце жизни и к фигуративному искусству.
Как и многие художники того периода, Малевич находился под влиянием французских импрессионистов и других европейских модернистов, футуристов и дадаистов. Был период коллажей, приближение к беспредметному искусству, например, композиция с Моной Лизой.
В какой-то момент Малевич понял, что «Черный квадрат» - это некое озарение, мистический знак, который он захотел размножать. Черный квадрат он называет первичным элементом супрематизма, самим супремусом, то есть высшей фигурой: «Плоскость, образовавшая квадрат, явилась родоначальником Супрематизма, «нового цветового реализма»». Квадрат — это ноль форм, ничто и всё одновременно. Таким образом, задача супрематизма была глобальной — поменять мировоззрение человека, изменить ощущение привычного взгляда на этот мир, помочь обрести восприятие некого нетелесного четвертого измерения. В Русском музее хранится серия супремусов «Черный Квадрат», «Черный Крест» и «Черный Круг», экспонируется как одна композиция. Следующий Квадрат Малевич нарисовал в 1929 году, он выставляется в Третьяковской галерее, и еще один в 1930, хранится в Эрмитаже. Все эти версии различаются, они не совсем квадратные, некоторые похожи на прямоугольники. Когда самого художника спрашивали, почему он нарисовал не идеальные квадраты, он отвечал, что «хотел придать Квадрату некое движение».
В 1915 году Малевич создал Красный Квадрат и Белый Квадрат («Белое на Белом»). Если «Черный квадрат» не имеет дополнительного названия, так как это нулевая форма, в Красном Квадрате появляется дополнительная ассоциация «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Супрематизм — метафизическое ощущение преодоления земного притяжения и космический взгляд. То есть если бы мы попали в другое измерение и увидели оттуда наш мир, он бы, возможно, предстал перед нами в таком виде. Комбинации черного, красного и белого квадратов Малевич придал определенное символическое значение: «черный — экономия, красный — сигнал революции, белый — чистое действие». Белый Квадрат на белом фоне находится в движении, означая чистое движение. В других композициях Малевича можно встретить различные комбинации не только белых, черных и красных квадратов, но и более усложненные сочетания геометрических фигур и линий. Это логическое развитие супрематизма, когда художник начинает из начальной точки (черного квадрата), учит зрителя воспринимать новую реальность и постепенно в ней развиваться, создавать комбинации, чистое движение.
Интерпретация №3. Политически-революционная. Пик супрематической деятельности Малевича приходится на 1915-20е годы, к 28-29 годам художник возвращается к фигуративному искусству («Крестьянская серия»). Стоит сказать, что 1930-е годы были сложными для Малевича. После того, как он обрел популярность, он переехал жить в Витебск, где у него сформировалась своя группа художников-последователей. Его часто приглашали выставляться за границу, после чего его два раза арестовывали советские власти, обвиняя в шпионаже. Но, благодаря могущественным покровителям, его не посадили надолго, тем не менее, в последних работах чувствуется разочарование художника в существующем строе. Сразу после революции Малевич занимал достаточно крупные посты, даже возглавлял кафедру, поскольку советская власть вначале приняла абстракционистов как революционеров, но уже в 30х годах запретила, когда соцреализм был признан единственным официальным стилем советского государства. Возможно, последние работы фигуративного плана, были попыткой найти компромисс с властью. В позднем автопортрете Малевич предстает в виде ренессансного Дожа, что можно трактовать, с одной стороны, как дань художественной традиции, а с другой, возрождение реализма и отказ от абстракционизма в соответствии с веяниями времени. Однако с Черным квадратом Малевич не захотел расставаться даже в момент смерти, к тому же он разочаровался в коммунизме, как в режиме. По его мнению, в нем была одна «лишь вражда и разрушение покоя, он (коммунизм) стремится подчинить себе всякую мысль и уничтожить ее».
Интерпретация №4. Идейно-мифологическая. Религия супрематизма существовала как мистическое движение, своего рода секта. Идея художественной трансформации носила также практический смысл преобразования сознания. Общество «Утвердители Нового Искусства» в Витебске занималось супрематическим творчеством, некоторые искусствоведы считают, что некоторые варианты Черного Квадрата были написаны его учениками, а не им самим. Самое интересное, что у них даже были свои обряды, что-то вроде Пифагорейской секты. Особенно эта обрядовая сторона выразилась в том, что Малевич завещал себя похоронить особым способом: он сам сделал для себя саркофаг, который был украшен черными квадратами и кругами. Сначала саркофаг задумывался в форме креста, что практически реализовать не удалось. Похоронить его нужно было в открытом поле, исполняя языческий ритуал с полухристианской символикой, где черный квадрат служил главной иконой. Умер Малевич в Ленинграде, но кремировали его в Москве на Донском кладбище. Похоронили художника в деревне в Московской области, но во время войны эту деревню сожгли, и могила не сохранилась.
Интерпретация №5. Феноменологическая. Феноменология, схожая с абстракционизмом по своим установкам, рассматривает абстрактный образ как новую предметность. Если опираться на феноменологию музыки Лосева, по его словам «в музыке нет неподвижного эйдетического предмета», точно такое же воздействие производит и абстрактная живопись. Именно поэтому она приобретает характеристику, не свойственную художественному произведению. Живописное полотно — пространственная форма, музыка же - временная форма искусства, но абстрактная живопись пытается стать темпоральной. Можно даже сказать, что это провозвестник виртуальной реальности, новая чувственная реальность, провоцирующая зрителя на создание новых смыслов. Абстрактная живопись, как и музыка, имеет разрозненные элементы, которые мы должны объединить в целостный образ в сознании. Абстракционизм и феноменология выступали против позитивизма во имя сущности, а также за наивность и смыслообразование с нуля. «Черный квадрат» с феноменологической точки зрения - прорыв в поле чистого сознания, попытка оторваться от эмпирии, телесного измерения и конкретных смыслов.
Интерпретация №6. Символически-архетипическая. Символы квадрата, круга и креста, безусловно, являются архетипами, они имеют архаический смысл, который отзывается в глубинных слоях коллективного бессознательного. Несмотря на то, что Малевич хотел приблизиться к нулю форм, тем не менее, форма определенная все же есть. С древних времен квадрат имеет символику женского начала и земной стихии, она самая устойчивая из всех фигур, не предполагающая движения. Квадрат — это материальное неподвижное начало, соответствующее числу 4, что связано в первую очередь с четырьмя стихиями и сторонами света. Круг ассоциируется с образом времени, гармонии, вселенной и бесконечности. Крест, помимо христианского значения, имеет значение мировой оси, которая объединяет миры, его также можно трактовать как образ мироздания.
Что касается цвета: например, в алхимии и герметизме каждому элементу соответствовал определенный цвет и планета, и пути духовного восхождения были связаны с химическими процедурами. Черный цвет в алхимии означает первичную материю, низшую стадию развития, следующая стадия — белый цвет, потом красный, далее — золото. Белый цвет во всех культурах стоит выше, чем черный цвет. Таким образом, Малевич очень точно определил символику своего супремуса: нулевая фаза творения, черный цвет как первичная материя, из которой все возникает. Черный у большинства народов ассоциировался с землей. Например, у древнегреческой статуи Артемиды многогрудой из Эфеса черные руки и черное лицо неслучайно, поскольку она ассоциируется с плодородием. В христианскую эпоху черный цвет ассоциировался с Божественной тайной. Оппозиция белого и черного в Черном Квадрате также имеет серьезное значение, к примеру, в символе Инь-Янь эти цвета противопоставляются, где белый цвет соответствует вечности, а черный — времени. Противопоставление этих цветов, в качестве бинарной оппозиции, означает зарождение чего-то человеческого, так как в бесконечности мироздания рождается первая попытка осмыслить время, начинается отсчет. Если все это объединить в супрематической концепции Малевича, то Черный квадрат - некое начало, зарождение чего-то в вечности, начальная форма зарождения материи. Малевич в буквальном смысле выступает в качестве делателя нового мира, творца новой материи.
Интерпретация №7. Культурологическая. Какое место занимает «Черный квадрат» в истории культуры? Почему именно это произведение стало так известно, ведь и до него было несколько попыток создания черных квадратов. Значение «Квадрата» Малевича для истории искусства становится понятным, если рассмотреть его в контексте концепции движение маятника культуры от выразительности к изобразительности. Вспомним, что выразительность — это попытка выразить идею, а изобразительность — попытка быть похожим на то, что мы видим. В разные эпохи маятник раскачивался то к одной, то к другой доминанте (об этом можно прочитать здесь). В Новое время тенденция изобразительности достигла своего апогея, что выразилось, в том числе, в изобретении фотоаппарата и киноаппарата, а Модернизм стал антитезой этой крайней точки изобразительности. «Черный Квадрат» можно считать своеобразным апогеем тенденции выразительности, именно поэтому это произведение следует рассматривать как культурный феномен. Он завершает целую эпоху развития изобразительного искусства, ставит точку в развитии художественных средств, поэтому культурологическое значение «Черного Квадрата» трудно переоценить. Хотя после него был еще Марк Ротко, продолживший создавать разные варианты цветовых холстов, называя это "живописью цветового поля".
Интерпретация №8. Постмодернистская. После эпохи модернизма начинается постмодерн, который ломает жанры, стирает границы, разбивает все бинарные оппозиции. Искусство в традиционном понимании закончилось на «Черном Квадрате», парадоксально, что Малевич этот «нуль форм» позиционировал как начало, но он оказался концом. В каком-то смысле «Черный Квадрат» был гениальным прозрением Малевича, предвосхищением эпохи медиакультуры. «Черный квадрат» можно интерпретировать как симулякр — подобие, видимость, символ, который имеет форму, но не отсылает к означаемому, черную дыру, которую только мы сами можем наполнить смыслом, частью семантической игры. Изображение черного квадрата – провокация, именно поэтому он будет интерпретироваться и обсуждаться бесконечно. «Черный квадрат» — символ телевизора или экрана, пророческое творение Малевича, в котором смешана фикция и реальность, жизнь и смерть. Однако, известно, что не он первый придумал такую игру в смыслы. В 19 веке во Франции известный журналист Альфонс Але предвосхитил всех авангардистов и концептуалистов, выставив в качестве шутки серию монохромных полотен, среди которых был и черный прямоугольник.
Интерпретация №9. Миметическая. Тенденция мимесиса (подражания) в истории искусства прошла три стадии: мимесис, антимимесис и постмимесис. Если в эпоху Античности возникла попытка подражать природе и одновременно соревноваться с ней, то антимемесис в модернистской культуре, как полный отказ от подражания природе, в «Черном Квадрате» обрел наиболее яркое воплощение. Постмемесис - следующая стадия развития искусства связана с цифровизацией, подражанием технике, основана на многослойном цитировании. Таким образом, «Черный Квадрат» занимает переходную позицию между культурой прошлого, настоящего и будущего.
Интерпретация №10. Арт-рыночная. Механизмы арт-рынка играют сегодня определяющую роль в развитии искусства. Искусство перестало быть эстетической категорией, а стало экономической и потребительской, оно функционирует и оценивается по тому же механизму, что и другие продукты народного потребления. Но только один вариант «Черного Квадрата» стал предметом торга, он был приобретен за миллион долларов олигархом Потаниным, который хранит его в Эрмитаже. Остальные версии супрематической иконы Малевича являются национальным достоянием.
Последние новости о "Черном квадрате". Не так давно мы со студентами разглядывали картину на Крымском валу в Новой Третьяковке и заметили, что прожилки стали розовыми. Серебристые трещинки или так называемые кракелюры всегда придавали первому варианту Квадрата особый шарм, а теперь они еще и обрели цвет! Получите эстетическое удовольствие, разглядывая эту паутину, и сплетите свою смысловую сеть!
Отрывок из моей книги Строева О.В. "Искусство и философия. Удивительные параллели, необычные интерпретации" - читайте полностью здесь https://www.litres.ru/book/olesya-stroeva/iskusstvo-i-filosofiya-udivitelnye-paralleli-neobychnye-int-70515652/