После недавнего громкого скандала на Дзене, вызванного статьей о «жестокой» тете, отказавшейся отдать «несчастному» племяннику свое пирожное, у всех на слуху в очередной раз оказалось выражение «потерянное поколение». Так обвинители тетушки из той статьи назвали ее поколение – тех, кому сейчас 20-25 лет, кто родился на рубеже XX-XXI веков и вырос в нулевые годы. А до этого потерянными называли и поколение их родителей, выросших в 90-е, и еще более раннее поколение тех, кто рос в 70-е и кому на данный момент 60 лет и больше…
Откуда вообще появилось это словосочетание и к какому поколению оно изначально относилось? Чтобы это узнать, перенесемся примерно на сто с лишним лет назад в Париж. Улица в центре города, небольшой автосервис, в котором работает молодой механик, участник Первой мировой войны, недавно вернувшийся в мирную жизнь. Элегантного вида американка приезжает в этот автосервис на «Форде» и требует, чтобы этот парень обслужил ее вне очереди – в машине барахлит зажигание, и он должен немедленно все исправить. Механик пытается отказаться нарушать очередь и «задвигать» других клиентов, которые обратились к нему раньше, и дама бежит жаловаться на него владельцу мастерской. Тот, не разобравшись в ситуации, но привыкший, что «клиент всегда прав», начинает орать на механика, ругая и его самого, и всю остальную молодежь и, кроме прочего, обзывая их всех «потерянным поколением».
А клиентка, тоже привыкшая, что перед ней, богато одетой и важной, обслуживающий персонал всегда подобострастно лебезит, со злорадством наблюдает, как унижают посмевшего не выполнить ее приказ молодого человека, с каждым мгновением заводится все сильнее и вскоре тоже начинает истерично орать. «Да, вы все – потерянное поколение!!!» - визжит она, захлебываясь слюной и перекрикивая начальника автосервиса, после чего прыгает в свою машину, хлопает дверцей и уезжает.
Позже она расскажет про этот случай своему другу, писателю, который запомнит слова «потерянное поколение» и вставит их в одну из своих книг, назвав так людей, вернувшихся с войны и не нашедших себя в мирной жизни. Хотя механика, с которого все началось, точно нельзя было назвать «не нашедшим себя», ведь у него, как минимум, была постоянная работа – но с легкой руки писателя выражение «потерянное поколение» станет крылатым, и им будут припечатывать всех, кого почитают безнадежными и вычеркнутыми из жизни. Еще позже так будут называть тех, кто воевал во время Второй мировой, а потом «потерянность» станут приписывать каждому следующему поколению – просто потому, что каждому из них пришлось испытать в детстве и юности какие-либо трудности и неприятности, пусть и совершенно не сравнимые с военными действиями.
В России так будут называть тех, кто вырос в эпоху «застоя» - потому что у них в жизни не было ярких событий и веры в светлое будущее, потом их детей, чья юность пришлась на «перестройку» с ее голодом и бандитскими разборками на улицах, а потом их внуков, «избалованных в сытые нулевые и выросших эгоистами». Именно в эгоизме обвинили тетю, которая сначала спросила племянника, какое пирожное он хочет купить, и купила именно то, что он заказал, а после, когда он внезапно передумал и потребовал, чтобы она отдала ему свое пирожное, отказалась это сделать, чтобы научить ребенка думать не только о себе и соблюдать договоренности. Казалось бы, надо радоваться, что современная молодежь учит детей ответственности за свои решения – но нет, тех, кто так делает, приравняли к участникам боевых действий, назвали потерянными.
А еще потерянным поколением называют современных подростков, тех, кому сейчас 12-16 лет – за то, что они «целыми днями сидят, уткнувшись в гаджеты». Ну а тех, кому сейчас 5-7 лет, как ребенку, «лишенному пирожных», видимо, назовут потерянными за то, что их воспитывали при помощи таких «ужасных лишений». Эхо истеричного визга зарвавшейся американки звучит больше ста лет и, похоже, будет звучать еще долго…
Эту американку звали Гертрудой Стайн. Известно, что она была писательницей и литературным критиком, однако сейчас вряд ли кто-то сможет назвать хотя бы одну ее книгу, не говоря уже о том, чтобы рассказать, о чем она писала. Не особо афишируются и другие факты из ее биографии – например, то, что она отреклась от родного брата за то, что он не одобрял ее отношений с другой женщиной. Или то, что она, будучи еврейкой, восхищалась Гитлером, полностью поддерживала его политику и написала в Нобелевский комитет письмо, в котором выдвинула его на Нобелевскую премию мира. Некоторые поклонники ее творчества пытались защитить ее от обвинений в фашизме, заявляя, что, говоря о том, что «Адольф принесет в Европу порядок», она «просто иронизировала», а ее «не так поняли» - но можно ли было «не так понять» выдвижение Гитлера на Нобелевку? Вопрос, понятное дело, риторический. К тому же, сам факт того, что Стайн объявила неполноценным целое поколение людей, полностью роднит ее с фашистами, считавшими неполноценными целые народы – в этом плане она абсолютно ничем от них не отличается.
Другом Гертруды, запустившим выражение «потерянное поколение» в массы, был писатель Эрнест Хемингуэй. В дальнейшем их со Стайн пути разошлись, и возможно, позже он понял, к чему привело цитирование ее слов в книге, ставшей всемирно известной, но исправить эту ошибку было уже нельзя. По всему миру люди получили возможность ставить крест на целых поколениях, называть тех, кто им не нравится, потерянными, безнадежными и ненужными нашему миру, отнимать у них надежду на нормальную жизнь.
Сейчас, как видим, этой возможностью вовсю пользуются любители срывать злость на тех, кто хоть немного от них отличается – в «потерянные поколения» записывают и молодежь, и сорокалетних, и пожилых людей. Увы, запретить таким любителям ставить крест на огромных группах людей нет никакой возможности. Но услышав в свой адрес эти два отвратительных слова, стоит вспомнить: те, кто их произносит, встают в один ряд с истеричной американкой, сексуальной извращенкой и поклонницей Гитлера, а значит, они и сами недалеко от нее ушли.
Татьяна Минасян