Найти тему

Городская идентичность

Оглавление

Зачем Сергиеву Посаду нужен собственный бренд и сувениры?

За стикерами, открытками, значками, кофейными стаканчиками с архитектурными деталями Сергиева Посада охотятся не только туристы, но и местные жители. Автор этих сувениров — художник-урбанист Михаил Семёнов, который вместо изображения традиционных символов города акцентировал внимание на местных ремёслах, продукции, брендах и нетипичных достопримечательностях. О том, зачем нам нужна городская идентичность и как через условные магнитики привлечь внимание к Сергиеву Посаду, мы поговорили в программе «Интервью. Стратегия» на ТВР24. Публикуем главные тезисы.

-2

— На сувенирах вашего авторства изображены как символы города, например конфеты «Загорская коровка», так и интересные архитектурные детали — допустим, наличники. Чем обусловлен выбор?

— Открытки, стикеры и значки я делаю в серии «Сергиев Посад. Детали города». Я как местный житель отделяю друг от друга сам город и Лавру и беру интересные детали, которые не связаны с монастырём, но тоже заслуживают внимания. Есть архитектурные детали города. Есть серия, посвящённая заводам и тому, что они производили здесь. Есть серия с ремёслами. На значках есть детали, например, дореволюционного периода, связанные с Лаврой, — иногда я тоже что-то по этой тематике беру.

Если спросить, что нужно привезти из Сергиева Посада, как правило, называют мат­рёшку или икону Сергия Радонежского. Но человеку, который к нам приезжает, можно дать и нетипичный сувенир: с сергиевской игрушкой, наличником, «Загорской коровкой», продукцией Загорского трубного завода. Об истории символа можно почитать на самих стикерах и значках. Через символ турист узнаёт чуть больше истории и, может быть, задумается о втором посещении Сергиева Посада. Моя задача — оставить здесь человека на определённое количество времени, большее, чем он закладывал.

-3

— Жители города тоже с удовольствием покупают такую сувенирную продукцию. Зачем это нужно местным?

— Это самый сложный потребитель, потому что его тяжело удивить. И если на местных работает, то я считаю, что наполовину свою задачу выполнил. Важно, чтобы любой сувенир имел практическое применение в жизни. Например, матрёшка — это всё-таки больше та вещь, которую поставишь на полку. Но при этом, если хочется добавить локальную деталь на свою одежду, можно использовать значок. Или, например, на телефон можно наклеить стикеры. Скорее всего, это будет вызывать вопросы, на которые можно ответить: «Я из Сергиева Посада, это — изображение конфеты «Загорская коровка». И добавить пару слов об этом.

Все сувениры ассоциируются с какой-то личной историей человека. У кого-то родители работали, например, на ЗОМЗе. Вот, пожалуйста, бинокль. У кого-то, например, дом был рядом с Загорской кондитерской фабрикой — наклейка с конфетой. Получается ещё одна точка притяжения к городу.

— Как считаете, брендирование территории — это важно? На чём можно было бы акцентировать внимание в Сергиевом Посаде?

— На мой взгляд, у нас было очень много попыток создания локальной стилистики, и ни одна эта история не прижилась. Каждый город — творческий и имеет свои вкусы, что всегда вызывает споры. Важно, чтобы модель была гибкая, чтобы можно было её адаптировать, например, под событийные праздники, под продукцию, под использование вывесок, под локальные бренды. Допустим, человек хочет разрабатывать одежду и при наличии бренда территории он знает, что в городе есть некая ДНК, из которой он может взять, например, цветовое решение.

Брендирование — это история, создание которой может продолжаться и год, и два, и три. Надо поработать Фонду по сохранению, воссозданию исторического облика и развитию г. Сергиев Посад и не раз подумать о том, что вообще хочет турист кроме Лавры. Это не только гостиницы и рестораны, может быть, это ещё и сувенирная продукция, может быть, это футболки. Может быть, именно это заставит его здесь купить у нас недвижимость и привлечь собственные инвестиции. Адаптивная модель должна больше заражать, чем предлагать готовые решения.

— Не так давно появились стаканчики для кофе с деталями города. Куда ещё в городское пространство можно интегрировать интересные фишки, связанные с нашими местными изюминками?

— Как оказалось, стаканчик для кофе — достаточно массовый носитель. В отличие от наклейки кофе люди пьют каждый день. Если мы возьмём сферу общепита, то кроме стаканчиков, это ещё сервировка в ресторанах, детали интерьера — например, когда у местных художников заказывают картину и владелец заведения может рассказать гостю об авторе. Может быть, карта города с чертами местной айдентики. Вариантов может быть много.

Беседовала Светлана Гирлина

Фото: Михаила Семёнова