Найти в Дзене
ТыжИсторик

Руиной и изменой часть 3."Старшие наши шатаются..."

Написано по актам Южной и Западной России. Все события и персонажи подлинные

автор Александр Иваненко

Автор сердечно благодарит мецената Виктора Плюснина, благодаря которому стало возможным написание этой части лонгрида.

-2

"Дмитрий Иванович, посылал за тобой, чтобы ты с послом польским виделся и говорил"

От таких слов гетмана царский посол смешался. После торжественного приема прошла два дня, как был он вызван обозничим к гетману по важному делу. Теперь не было толпы есаулов и полковников, Иван Астафьевич Выговский встретил стряпчего один и ласково приветствовав его в своей светлице, посадил за стол рядом для беседы сокровенной. И тут же огорошил предложением увидеться с Вороничем.

Бойцы Речи Посполитой
Бойцы Речи Посполитой

"Видеться мне с ним и говорить незачем, потому что правды он не скажет. А с чем он к тебе, гетман пришел, то ты пошли о том лист великому государю". - подумав немного, твердо ответил Рогозин.

Князь Иеремия Вишневецкий
Князь Иеремия Вишневецкий

"Как стала Сечь бунтовать, то король Польский прислал Воронича в Чигирин, чтобы проведать жив я или убили меня козаки." - развел руками гетман. - "Хочет у меня просить мира и чтоб я под польским королем был. Сказал я ему - как он с царским величеством помирится, так и я замирюсь, а не поддамся"

"Верно Немирич подсказал мне, как подозрения от себя отвести" - размышляя про себя, Выговский чувствовал себя словно игрок за шахматной доской, сделавший непонятный другим ход. "Про встречи мои с польским послом в Чигирине московиты все одно узнают - так пусть царь больше ценит своего верного гетмана". Не дав себе улыбнуться, он продолжил вслух - " Держать Воронича тут буду до указа царского. Еще посланы у меня в Польшу к крулю лазутчики. Как получу от них вести, сразу отошлю государю".

Польский шляхтич
Польский шляхтич

Вернувшись с беседы, Дмитрий Иванович не успел передохнуть, как к нему стали заходить гости из гетманской свиты. Сначала пожаловал есаул Чигиринский Андрей, рассказавший, что с послом гетман обходится сурово и корму почти не дает. Затем постучался гарматный есаул Семен. Тот, едва усевшись за стол, поведал что поляки переговоры ведут только для отвода глаз, а сами готовятся ударить по Украйне вместе с татарами, а потому гетман вынужден полки срочно собирать. Тут появился гетманский слуга Ерошка с ведром доброго вина от Ивана Астафьевича в дар. Ушли гости заполночь, наутро Рогозин встал нескоро, отмаливая грех нечаянного пиянства. Правда в похмельную голову лезла мысль - почему гетман большого пира не устроил в честь рождения царевны Софии, а послал к нему только приближенных своих?

Днем Рагозин походил по осеннему Чигирину. И на здешнем базаре среди козаков и мещан, толкавшихся по своим делам, вдруг увидел знакомые лица - из своей охраны, которая должна была вернуться в Путивль, проводив его до Малой России. Два сына боярских тогда бородатых, а теперь с усами и одетых на казацкий манер, что то обсуждали с чигиринскими черкасами. Заметив взгляд посла, путивльцы тут же растворились в толпе, словно их и не было никогда. Дмитрий Иванович о том не сказал никому, понимая, что таковые чудеса творятся не потехи ради.

Казаки Речи Посполитой 17 века
Казаки Речи Посполитой 17 века

Наконец наступил день отпуста, когда в последний раз поехал стряпчий к гетману, чтобы забрать его ответные грамоты Алексею Михайловичу. Здесь Выговский вспомнил про бунт на Запорожье: "Бью челом великому государю, чтобы он воров Запорожских, кто послами к нему поехал, изволил задержать и мне прислать на суд. А если государь их отпустит, то у меня заставы поставлены по всем дорогам, чтобы их перенять". На мгновенье из любезного хозяина вдруг проглянул гневный шляхтич, привыкший давить хлопов. Рагозин не нашел, что ему возразить - у самих в Великой России своих бунтарей хоть сетью таскай, если не прижимать рукой строгой, вмиг снесут все.

-7

22 ноября стряпчий выехал в обратный путь. И снова в дороге Дмитрий Иванович за серебряной чаркой беседовал с казаками из Чигирина, Бужина, Еремеевки, Лубнов и других мест. Чигиринский казак Иван Кравец говорил, что сами казаки не любят Выговского, больше любят Юрия Хмельниченку, сына покойника Богдана и как подрастет, то его готовы избрать. За Выговского же только полковники, есаулы и казаки богатые. То же сказали бужинские. Еремеевский казак Игнат Иванов с товарищем молвили, что все они рады быть под государевой рукой и царю православному служить правдой, но лихо здесь. Старшина мятется, и только чернь вся к великому государю всею правдою.

-8

В Горошне посол встретил тульских драгун из роты капитана Ивана Бехтерева. Туляки раньше крепко были в нужде, когда стояли в поле, только теперь их развели на постой по дворам, и службу нести стало легче. Оттуда посол поехал к Лубнам. Подумалось ему - подставляют те драгуны грудь свою под стрелы татарские и пули польские, вот только в спину не ждут они пули православной....

От лубенского казака Григория Белоцерковца Рагозин узнал, что на раде, где читали якобы царскую грамоту, про сокращение Войска Запорожского и царские налоги, заднепровские казаки били и грабили мигородцев, когда те отказались перейти к ляхам по призыву полковника. В самих Лубнах буймистр Петр Котляр сказал, что гетмана не любят лубенские мещане с козаками и чернью заодно, и хотят бить челом государю о присылке воевод с ратными людьми. А лохвицкий казак Михайло Остафьев мрачно бросил, прощаясь с царским послом: "Куда нам великий государь укажет, туда будем готовы, но старшие наши шатаются...."

-9

Через неделю после выезда из Чигирина, стряпчий добрался до Путивля. Малая Россия осталась позади, но тревожные думы не покидали. На воеводском дворе Рагозин поделился услышанным с воеводой Никитой Алексеевичем Зюзиным. Тот хмуро кивнул: "Знаю Дмитрий Иванович. Не ты один недобрые вести принес". И рукой слуге знак подал. Открылась дверь и в светлицу зашли два давнишних знакомых путивльца с усами казацкими. Поклонились молча.

"Денис сын Семенов Мужецков и Петр Рыжка" - назвал их воевода. "По указу государеву за тобой тайно везде побывали и также с черкасами говорили. Все что тебе сказали казаки да мещане - правда истинная. Дальше они с тобой до Москвы поедут. Все что видели, в Приказе Тайных дел поведаете еще раз. Неладно в Малой России. Не пропасть бы ей вместе с гетманом."

-10

Р./S. Данная глава написан на основе многих документов, но в художественной форме - это попытка автора попробовать для себя новый жанр и новую эпоху, по которой он ранее не работал. Имена русских разведчиков, как и высказывания жителей Малой России подлинные и взяты из отчета Дмитрия Рагозина. В случае одобрения читателей, лонгрид будет писаться дальше. Просьба писать в сообщении к донату "Руина". Реквизиты карты для донатов - 2202 2011 4078 5110