Найти в Дзене

Царская колокольня Соловецкого монастыря

Царская колкольня. Соловецкий монастырь. Фотография Я.И.Лейцингера 1905-1911 гг.
Царская колкольня. Соловецкий монастырь. Фотография Я.И.Лейцингера 1905-1911 гг.

В 1862-1863 гг. на территории монастыря появилась еще одна колокольня - Царская: крытый листовым железом шатер на четырех столбах. Конструкцию венчал крест высотой около 7 метров, а внутри находился 72-пудовый колокол - подарок Императора Александра II в память о войне 1854 г. и отлитый в 1859 г. на заводе Чарышникова в Ярославле. Под колоколом в виде пирамиды были выложены чугунные ядра и бомбы, собранные после обстрела монастыря английской эскадрой. Верхняя часть колокола украшена изображениями небесных заступников Соловецкой обители, в средней части изображен вид монастыря с бомбардировавшими его фрегатами.

По сторонам находятся надписи: «Дарован сей колокол Благочестивейшим Государем Императором Александром Николаевичем в Богохранимую Соловецкую обитель» и «В лето от Р. Х. 1856, повелением Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича отлит бысть сей колокол из бронзовых украшений, бывших в Санкт-Петербургском Петропавловском соборе при погребении тела в Бозе почившаго Императора Николая I». Надпись на противоположной стороне излагает историю чудесного избавления от англичан: «Дивен Бог во святых своих. Лета 1854, июля в день 6-й, при настоятеле архимандрите Александре, два английские паровые 60-ти пушечные фрегаты “Бриск” и “Меранда” подошли к Соловецкой обители, и один из них сделал несколько выстрелов по монастырю ядрами, после которых из двух монастырских шестифунтовых пушек отвечали так удачно, что повредили фрегат и заставили удалиться. На другой день 7-го июля, после отказа сдать монастырь и отдаться военнопленными, оба фрегата 9 часов безпрерывно бомбардировали бомбами, гранатами, картечью, даже трехпудовыми калеными ядрами, и, несмотря на то, заступлением угодников Божиих, обитель осталась цела. До начала и во все время бомбардирования шла служба и был крестный ход, во всем церковном благолепии, по стенам вокруг всей обители; когда поднялся ход на стену, во время пения „дерзайте убо, дерзайте людие Божии”, усилились неприятельские выстрелы, дрожали монастырские стены, затрещала на них деревянная крыша, огненные шары насквозь ея прорывали и с потрясающим шумом неслись над главами шествующих; ядра или падали на землю, ударяясь в стену братских келий, или, пролетая насквозь кельи, все в них разрушали; смерть была на волос от каждого, и - о “чудо явное!” - во все время ни один человек не только не убит, но и не ранен, даже из бывших на монастырском дворе птенцов чаек ни один не убит; в довершение, ядро последнего вражеского выстрела пролетело насквозь соборной стены над западными вратами, поверх лика иконы Знамения Божией Матери, благоволившей принять сию рану за обитель, как и сын Ея за весь мир. После сего выстрела все прекратилось, на другой день враги со стыдом удалились. По отзыву самих врагов, от количества брошенных снарядов могли быть разрушены не только малая, безоружная обитель, но шесть больших городов, что и сами они сознали явным чудесным покровительством Божиим». Кругом колокола внизу надпись: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его».

Сейчас поверхность «Благовестника» покрыта «ранами»: пулевые отверстия, трещины и отбитые края - напоминание о временах, когда на Соловках, как и во всей России, вместе с людьми уничтожали и колокола.

Источник: Сайт Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря