Все мы прекрасно знаем, что пожар боекомплекта всегда приводит танк в негодность. Это не зависит от компоновки и вышибных панелей, типов зарядов и прочего. Часто, экипажи не успевают отреагировать, что приводит к печальным последствиям. Правда, есть случи, когда танкисты выживали после пожара боеприпасов в танке. Но как и что изменилось в танках России? Почему они стали чаще выживать на поле боя?
Защита снарядов
Защите боеприпасов в танке всегда уделялось особое внимание. Их сложно защитить от пробития брони и вторичных осколков, а про прямое попадание даже говорить не приходится. Однако, очень давно придумали несколько хитростей, повышающих живучесть.
Первая и самая очевидная – мокрая укладка снарядов. Её впервые использовали американские танкисты в 1944 году, заматывая снаряды в мокрые тряпки. Влага от них должна была гасить искру при попадании осколка в боеприпас, снижая шанс возгорания и взрыва. Идею развили инженеры, разработав стеллажи для снарядов с полостями для воды. При пробитии такого стеллажа, вода мгновенно заливала снаряды и окружающее пространство, гася очаг возгорания.
В Германии в 1943 году была разработана система автоматического пожаротушения, которую серийно использовали на танках «Тигр 2». Элементы автоматической ППО размещались в моторном отделении рядом с двигателем и топливными баками. Внутри МТО располагались температурные датчики. При росте температуры более 200-300 градусов Целься, срабатывали баллоны с хладогеном. Заряда хватало на три раза, и все три могли быть с минимальной задержкой, если датчики фиксировали высокую температуру.
Позже, идея мокрой укладки снарядов переросла в баки стеллажи, совмещающие в себя брикеты для снарядов и топливные баки. Причина – дизельное топливо способствовало гашению кумулятивной струи, что было особенно актуальным в 50-е годы, когда кумулятивные заряды получили широкое распространение. В то же время, автоматические системы пожаротушения тоже шагнули вперёд. Были созданы новые типы датчиков, огнетушители поделили на два типа, а сама система способна изолировать топливный бак от общей топливной системы.
Как Т-72 может пережить пожар БК?
В танках Т-64, Т-72, Т-80 и Т-90 есть автоматическая система пожаротушения «Иней», которая претерпевала множество изменений. Её основа состоит из оптически датчиков, которые фиксируют факт возгорания. Они находятся в моторном отделении, у каждого топливного и маслинного бака, а также в механизме\автомате заряжания.
Для ликвидации очагов возгорания в танке есть два типа баллонов с хладоном – 13В1 и 114В2. Первые одноразовые мгновенного действия и могут задействоваться как автоматически, так и вручную. Трифторбромметан (CF3Br) менее чем за секунду заполняет бак параллельно с изоляцией повреждённой ёмкости с горючими материалами. Если автоматическая система с пожаром не справилась, водитель может задействовать ручные баки 13В1. В свою очередь, 114В2 многоразовые и используются в боевом и моторном отделении. Их время реакции больше, но баллоны полностью автоматические и могут тушить пожар несколько раз, если датчики «видят» высокую температуру. Количество срабатываний зависит от того, потушен очаг возгорания или нет.
Система «Иней» в России получила несколько модернизаций. Последняя из них имеет баллон 13В1 рядом с автоматом заряжания, а у ног командира танка расположены три баллона 114В2, которые работают при условии, если баллоны быстрого действия не справились с огнём. Если автоматическая ППО исправна, экипаж имеет шанс на выживание при осколочном поражении снарядов.
Итог
Танки России имеют улучшенную систему пожаротушения, от исправности которой зависит живучесть танка при попадании в моторное отделение, в топливные баки и в боевое отделение. Благодаря системе «Иней», баллонам 13В1, 114В2 и возможности изоляции повреждённого топливного бака, танкисты имеют шанс на спасение при прямом поражении топливного бака или не прямом поражении мест хранения снарядов.