Имя французского режиссера и сценариста Жоржа Лотнера было хорошо известно в СССР по его фильмам, которые регулярно появлялись в советском кинопрокате. Самыми популярными из них были две его картины с Жан-Полем Бельмондо: «Кто есть кто?» (1979) и «Игра в четыре руки» (1980).
Жорж Лотнер (1926 – 2013) работал в разных жанрах, но всегда снимал кино для зрителей, не претендуя на признание кинокритиков и жюри различных фестивалей. Он поставил более четырех десятков художественных фильмов, но ни один из них не был представлен на Каннском фестивале.
Почти с самого начала карьеры проявилось увлечение Лотнером симбиозом комедии и фильмов действия (приключений, боевиков, полицейских и шпионских картин). Лучшие его фильмы сняты в этом гибридном жанре и можно смело сказать, что в 20 веке именно Лотнер был главным французским режиссером в жанре комедийного боевика. А возможно, что и не только французским.
Вторая его особенность как постановщика – тесная связь со многими актерами. Те актеры, с кем Жоржу было приятно работать, на протяжении определенного времени переходили из одного его фильма в другой. Это касалось как исполнителей небольших ролей, так и звезд кино. Из кинозвезд он особенно любил Мирей Дарк, с которой они вместе сделали 13 фильмов и 1 сериал!
Я хорошо понимаю Лотнера в случае Дарк. Будь я французским режиссером в 60-70-е годы, то тоже приглашал бы ее в свои фильмы.
Также вполне очевидно, почему Жорж часто работал с такими большими актерами французского кино, как Бернар Блие (10 картин), Мишель Галабрю (9 фильмов), Франсис Бланш (7), Лино Вентура, Жан-Поль Бельмондо и Миу-Миу (по 5 картин).
Одного я не пойму: зачем Лотнер дал главные роли в 4-х фильмах Мишелю Константену? Актеру, чьей главной фишкой были брежневские брови?...
В зависимости от тех актеров, кем был увлечен Лотнер в то или иное время, можно выделить следующие периоды в карьере режиссера:
1960 – 1963 годы - время Бернара Блие.
Лучший фильм Лотнера этого периода – «Дядюшки-гангстеры» (1963).
Бернар Блие (1916 – 1989) был словно создан для ролей негодяев и сомнительных типов, но он был актером такого широкого диапазона, что мог с легкостью сыграть кого угодно в фильмах самых разных жанров (если вы посмотрите, к примеру, «Гусаров» (1955) с ним в главной роли, то будете удивлены, насколько Блие убедителен в роли доброго парня).
В серьезных ролях у Лотнера Блие был хорош в криминальной драме «Седьмой присяжный» (1962). В этом фильме герой Блие совершает убийство, а затем оказывается «седьмым присяжным» в судебном процессе по обвинению в этом преступлении невиновного человека, и делает все, чтобы его оправдали.
В «Дядюшках-гангстерах» (1963) с Блие главную роль играл Лино Вентура. Эти актеры вместе снимались и раньше, но у Лотнера встретились впервые. Блие исполнил роль «плохого дядюшки», Лино – «хорошего».
Герою Вентура умирающий гангстер оставляет свое дело, чтобы он позаботился о любимой дочурке гангстера. Персонаж Лино уже «завязал», но вынужден вернуться в преступный бизнес, чтобы выполнить завещание друга. Противостояние между несколькими «дядюшками» лежит в основе этого смешного фильма.
Именно «Дядюшки» по-настоящему открыли миру режиссера Жоржа Лотнера, который удачно скрестил гангстерский фильм с комедией. Поначалу фильм не задумывался как комедийный, но режиссер настоял на смене жанра этой криминальной истории. В результате «Дядюшка» стал третьим по популярности французским фильмом на родине в 1963 году (в кинотеатрах его посмотрели 3,3 млн зрителей), а Лотнер получил карт-бланш у продюсеров на свои гибридные постановки.
Если будете смотреть это кино, то обратите внимание, что примерно 25 минут в самом начале зрителям показывают гангстерский фильм без каких-либо намеков на комедию, но когда в фильм врывается «дочка гангстера», то характер картины резко меняется, и в концовке мы смотрим уже откровенную комедию.
1964 – 1967 годы - период Мирей Дарк – Лино Вентура - Франсиса Бланша
Главные картины этого периода - «Барбузы – секретные агенты» (1964) и «Не будем ссориться» (1966).
«Барбузы» - не просто один из главных фильмов в биографии Лотнера, это одна из лучших французских комедий 60-х. Дарк в ней играет вдову покойного торговца оружием, за патентами которого охотятся несколько шпионов – убийц из разных стран, которые собираются в особняке вдовы.
Вентура в «Барбузах» исполнил роль французского агента. Естественно, что он – герой положительный, которому достанутся не только патенты, но героиня Дарк.
Лино в этой картине играет в несколько иной манере, чем в предыдущем фильме Лотнера - «Дядюшки – гангстеры». Там он изобразил серьезного «авторитетного бизнесмена», который веселит зрителя, когда сердится. Здесь Вентура с самого начала выступил в откровенно комической роли.
Комик Франсис Бланш (1921 – 1974) имел внешность крайне сомнительного типа, поэтому ему дали роль шпиона КГБ Бориса Васильева, которого в фильме охарактеризовали как «очень нежное существо» Это существо постоянно что-то взрывало.
Одна из главных ролей в «Барбузах» была у Бернара Блие, который стал шпионом со средиземноморским именем Эусебио Кафарелли.
С таким блестящим актерским составом Лотнеру удалось снять очень смешную комедию, успешно скрестив юмор с убийствами, взрывами, попытками убийств, драками и романтической линией между героями Мирей и Лино.
Дуэт Вентуры и Дарк перекочевал в комедию Лотнера «Не будем ссориться», где они тоже составили весьма гармоничную пару. В этом фильме герой Лино выступает в качестве ангела-хранителя одного из мошенников (Ж.Лефевр), которого решила устранить банда некоего Полковника.
В этом боевике много взрывов и стрельбы, но все это снято в таком несерьезном ключе, что происходящее воспринимается как чистая комедия. Мне особенно понравился в этом кино Лино Вентура. Фильм стал настоящим комическим бенефисом этого актера.
На этой картине впервые поработали вместе режиссер Лотнер и актер Мишель Константен (настоящее имя - Константин Хохлов, он был выходцем из семьи русских эмигрантов). Константен сыграл друга героя Вентуры. В роли «друга героя» Мишель в принципе был неплох. «Друг героя» не должен перетягивать внимание зрителя на себя, поэтому в данном случае брови Константена не портили фильм.
После комедии «Не будем ссориться» Жорж Лотнер на несколько лет завязал с комедийным жанром.
Что можно посмотреть из драматических фильмов этого периода у Лотнера? Драма «Галя» (1966) с Мирей Дарк рассчитана на женскую аудиторию. Она про попрыгунью-стрекозу, которая полюбила не того и любовь закончилась плохо… Для всех.
Мужчинам будет более интересен «Большой кузнечик» (1967) с Мирей Дарк. Это криминальная мелодрама с хэппи-эндом. Забавно, но «Большой кузнечик» начинается точь-в-точь как фильм Тарантино – с ничего не значащего «интеллектуального» разговора двух гангстеров.
1971 – 1973 годы - период Мирей Дарк – Мишеля Константена
Лучшее кино Лотнера этого периода - «Жил-был полицейский» (1972).
С Константеном в главной роли комедийный боевик «Жил-был полицейский» (1972) посмотрели 2 млн французов. Если бы на его месте оказался Бельмондо, зрителей пришло бы раза в 1,5 - 2 больше. Фильм имеет много достоинств: в нем есть Мирей Дарк, шикарная музыка Эдди Вартана, неплохой сценарий для боевика, но отсутствие Бельмондо явно режет глаз…
В «Дипломатическом багаже» (1973) Лотнера Константен тоже не на своем месте. В пару к Жан-Пьеру Марьелю подошел бы Робер Оссейн или Мишель Пикколи, которые были бы вполне убедительны в роли сотрудника секретной службы. Сценарий был неплох (одним из авторов был Франсис Вебер), в кино снималась сексапильная Дарк, но многих зрителей явно отпугнули брови Константена …
Зато в комедийном боевике «Пусть звучит этот вальс» (1971) Константен в кои-то веки пришелся ко двору. Здесь он играет бандита, который пачками отстреливает других бандитов, поэтому его внешний вид громилы картину не портит. Фильм достаточно забавен и вполне пригоден для просмотра (в нем играют М.Дарк, Жан Янн и Бернар Блие, который в последний раз появился у Лотнера).
В 70-е годы Лотнер дважды поработал с Аленом Делоном: «Ледяная грудь» (1974) получилась чрезвычайно мрачной, да и криминальный триллер «Смерть негодяя» (1977) веселым не назовешь. Но первый фильм откровенно отталкивает из-за психически больной героини (ее играет вездесущая М.Дарк), а вот в «Смерти негодяя» следить за бесстрашным героем Делона весьма увлекательно. Даже сегодня.
В те же годы в сатирической комедии «Дальше некуда» (1976) Лотнер снял другую французскую звезду тех лет - Пьера Ришара, но особой популярностью во Франции фильм не пользовался (1,2 млн зрителей).
По-моему, авторы этой картины явно переборщили с морализаторством, чрезмерно осуждая индустрию «фильмов для взрослых», которая только-только стала на ноги и стала угрожать «нормальному» кинобизнесу.
1979 – 1984 годы - эпоха Бельмондо
Лучшие фильмы - «Кто есть кто?» («Полицейский или бандит?», 1979) и «Веселая пасха» (1984).
Очень странно, что главный специалист во Франции по гибридизации комедии и боевика так поздно стал работать с Жан-Полем Бельмондо. Бебель был словно создан для фильмов Лотнера и неудивительно, что когда две звезды сошлись, то они стали делать один кассовый хит за другим.
«Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо иногда называется самым известным фильмом Лотнера, и он стал самым кассовым у него во Франции (5,2 млн зрителей), но он точно не лучший из фильмов Лотнера с Бебелем.
Да, смотрится кино с интересом, в фильме звучит прекрасная музыка Эннио Морриконе, под которую в финале картины невыносимо жалко главного героя...
Но если внимательно посмотреть на «Профессионала», то очевидно, что режиссеру в нем не удалось совместить баланс между драмой и комедией. Учитывая концовку, фильм явно относится к драмам. Но тогда зачем нам показали немало смешных эпизодов по ходу развития сюжета? Это сбивает с толку.
Кажется, что смотришь картину, похожую на предыдущие проекты Лотнера с Бебелем - «Кто есть кто?» (1979) и «Игра в четыре руки» (1980). Но нет - в концовке героя убивают. А разве может быть лучшим фильмом с Бельмондо тот, где умирает Бельмондо?...
Из комедийных боевиков Лотнера с Жан-Полем более удачным стал их первый совместный фильм - «Полицейский или бандит?», в котором появился типичный комедийный герой Бельмондо – прохиндей, которому Лотнер вручил корочки комиссара полиции.
Чистые комедии Жорж Лотнер снимать не очень любил, но типичный водевиль с Жан-Полем «Веселая пасха» он без всяких сомнений может занести себе в актив. Этот фильм стал бенефисом Бельмондо, который резвился в этом кино как младенец в компании Софи Марсо и Мари Лафоре.
К сожалению, после «Веселой пасхи» карьеры Бельмондо и Лотнера пошли на спад. Жорж активно работал в кино до начала 90-х, но удача отвернулась от него. И даже возвращение к работе с Бебелем в детективе «Неизвестный в доме» (1992) не помогло Лотнеру вернуть расположение зрителя и доверие продюсеров.
С начала 60-х он снимал очень много фильмов, среди которых было немало слабых и провальных работ. Но Лотнеру всегда удавалось после нескольких лет неудач вновь ухватить птицу удачи за хвост. В конце 80-х – начале 90-х этот номер у Жоржа не прошел, что не отменяет вклада Лотнера в мировое кино 60-80-х годов. С десяток его картин прекрасно смотрятся и сегодня, а минимум 5 фильмов можно смело отнести к классике комедийного боевика.
МОИ СТАТЬИ ПРО ЛЮБИМЫХ АКТЕРОВ ЛОТНЕРА: