Как дворяне пытались эпатировать публику своим внешним видом? Правда ли, что некоторые из них даже имели императорские замашки? В чём соревновалась московская знать того периода между собой? Модно ли тогда было быть умным? Зачем баре первопрестольной открывали в своих усадьбах крепостные театры? А также - почему зима была самым суровым временем года в Москве (речь не о погоде)? И как на умы местного дворянства повлияла Великая французская революция? Об этом и не только расскажу сегодня.
Внимание: в статье будет информация о высших московских сословиях периода примерно 1790-1812 годов. Портреты городских жителей того времени составлены на основе архивных документов и воспоминаний людей, которые видели это своими глазами в ту эпоху. То есть здесь будет не про саму Москву, как город, а больше про культурную сторону её обитателей. В тексте нет никакой позиции автора или его мнения. Так эту тему описывали в дореволюционных книгах.
Жизнь на полную катушку
В конце 18 века Москва негласно считалась столицей русского барства. То есть тут оседали в основном дворяне, которые уже или вообще не были связаны со службой в Петербурге, а также не имели интересов при дворе. Денег у этих людей было много. Поэтому главной задачей на жизнь становилось праздное существование. Одной из любимых забав являлась "раскачка" общественного мнения. Чтобы о дворянах постоянно говорили. Эпатировать публику предпочитали, в первую очередь, внешним видом. Например, уже не молодые дамы в годы правления Александра I могли спокойно прийти на мероприятие в платье, в котором танцевали в период своего расцвета на балах ещё во времена Елизаветы Петровны. Для большего эффекта на лицо добавляли мушки (имитация родинок) и пудрили волосы.
Одним из примеров излишне яркого барина стал князь Куракин. Современники описывали его, как человека, "всё тело которого было покрыто бриллиантами". Выглядело это столь нелепо, что мужчину сравнивали с фонарём. Другие пытались выделиться своим поведение. Некоторые знатные люди перенимали императорские манеры. Так английская путешественница Вильмонт, которая посещала Москву в 1805-1806 годах была поражена тем, как себя вела Екатерина Дашкова: "Никто, какими бы знаками отличия почтен ни был, не осмеливается сесть в её присутствии без особого с её стороны дозволения, которое не всегда даже даётся...". Далее туристка из Британии добавляла, что видела, как некоторые посетители стояли у Дашковой на протяжении всего времени своего визита.
Другие путешественники поражались количеству библиотек и собраний предметов искусства в московских барских усадьбах. Даже шутили, что для такого количества экспонатов наверняка опустошили все музеи Европы. Причём коллекции постоянно пополнялись. Дворяне бесконечно выменивали или покупали новые вещи: минералы, японскую посуду, картины, чучела птиц и многое другое. Поэтому исследователи полагают, что это был своего рода спорт. Соревновались, кто больше соберёт. Смысловой нагрузки при этом не предполагалось. То есть образовательной цели не было. Кроме того, нередко богачам продавали за большие деньги подделки в магазинах на Тверской и Кузнецком мосту. Поскольку баре на самом деле в искусстве разбирались редко, провернуть схему было несложно.
Казаться, а не быть
Ещё одной вещью, которой московские дворяне "мерились" друг с другом, была усадьба. Чем она больше и богаче оформлена, тем лучше. Желательно, чтобы рядом ещё имелся шикарный парк. С конца 18 столетия была мода на английские. То есть немного запущенные и напоминавшие настоящий лес. Поскольку застройка города в те времена являлась преимущественно малоэтажной и деревянной, то смотрелось всё немного странно. Вдоль улицы среди низких домов внезапно "вырастало" невероятных размеров здание усадьбы. Дом Пашкова, например, на Моховой. В принципе "дворцы" возводили по всей Москве. Но самым престижным районом считалась территория бывшей Немецкой слободы (окрестности метро "Бауманская") вплоть до Яузы. Сами баре называли эти места "наиболее здоровыми". Что имелось ввиду, сказать сложно.
Привлекала Москва и дворян из других губерний. Явление это было сезонным. Они прибывали в первопрестольную семьями поздней осенью, а весной уезжали домой. Когда кончался сезон балов. Жили в основном в Замоскворечье. За время пребывания пытались "впитать" как можно больше московского. Правда, как пишут историки, касалось это больше внешности и моды, чем каких-то идейных аспектов. Но главной и самой сложной задачей для них было скрыть свою провинциальность в общении с дворянами-москвичами.
Московские дворяне в то же время должны были сами создавать впечатление людей образованных и любящих искусство. Правда большинство* ограничивалось лишь таким уровнем, чтобы поддержать светскую беседу и особо не углубляться в тему. И, конечно, требовалось оказать нужный эффект на публику. Поэтому немало знатных людей Москвы создавали театры при своих усадьбах, где играли крепостные крестьяне. Но качество не дотягивало до настоящих подмостков. Поэтому в сатирических журналах начала 19 века эти мероприятия постоянно высмеивали. Пожалуй, единственные крепостные актёры, которые пользовались уважением, - это труппа графа Шереметева в Кускове. Там на уровне были и декорации, и постановки, и само лицедейство. Но тут и хозяин занимался делом серьёзно, а не для галочки, как большинство других дворян.
Веселье без конца
Одной из главных составляющих общественной жизни Москвы того периода, были балы. Сезон длился с поздней осени до весны. Проходили они настолько часто, что современники в 1805 году писали следующее: "Балам нет конца...Ежели сие сумасшествие продолжится всю зиму, то все переколеют и к будущей нужен рекрутский набор танцовщиц". Причём общественных из них было всего лишь несколько за это время. В основном все балы являлись частными. Их устраивали знатные московские дворяне у себя дома. Здесь люди не только танцевали, но и решали разные вопросы. А также знакомились с будущими жёнами и мужьями.
Помимо балов в городе хватало и других развлечений: театры, гулянья. Кроме того, вскоре в частных домах начали устраивать и концерты. Играли там в основном иностранные музыканты. Мужчины нередко проводили время в клубах. На ум сразу же приходит знаменитый "Английский" на Тверской. Там играли в карты, вели беседы на серьёзные темы, обедали, а также читали. В наличии всегда было множество периодических изданий и книг. Литература вообще занимала особое место в жизни дворянской Москвы конца 18 и начала 19 веков. Считалось, что её изучать нужно обязательно изучать. Но это уже тема для отдельной статьи.
Немалое влияние на молодое поколение московского дворянства оказала Великая французская революция, которая пришлась в основном на 1790-е годы. Тз-за неё в первопрестольную прибыло огромное количество представителей разных сословий, пострадавших от смены власти в своей стране. А поскольку любовь ко всему французскому тогда в знатных московских кругах имела невероятный масштаб, всех иммигрантов приняли хорошо. Кто-то из них стал работать учителями в семьях помещиков. Кто-то открывал свой бизнес. Вместе с вещами французы привезли и свои идеалы. Считается, что бесконечный московский праздник имел много общего с жизнью французской знати накануне революционных событий в их стране.
Вот как охарактеризовала московское дворянство одна из современниц в 1810 году: "В ходу много идей, но мало принципов...Есть у нас умственная деятельность, но она скорее проявляется в постоянном отрицании, чем в действительном прогрессе; презрение к прошлому, плод равнодушия и гордости; такое глубокое равнодушие к будущему, что для минутного благосостояния приносят в жертву будущие поколения, лишают состояния детей своих, ограбив своих отцов". Это как раз о праздном образе жизни московского дворянства накануне событий 1812 года.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!