Если честно, я думала, что "Чёрный квадрат" — это просто афера, а сам Малевич — не более чем маркетолог, который сумел невероятно раскрутить обычный чёрный холст. До тех пор, пока случайная прогулка по Москве не привела меня на выставку, которая всё изменила.
Сначала я подумала что это очередная экспозиция «современного искусства», вход на нее абсолютно бесплатный. Но когда увидела «Черное море» Айвазовского (а картина вообще-то представлена в Третьяковке) — решила зайти.
Давайте разбираться что же тут такого впечатляющего!
Искусство, выходящее за границы холста
Выставка рассказывает о том, как трансформировалось искусство за последние полтора века, начиная с легендарного "Чёрного квадрата" Казимира Малевича.
Экспозиция начинается с работ Рихтера, Пикассо и Айвазовского. Картины любезно предоставили Третьяковка, Пушкинский и другие известные музеи России.
Пространство поделено на 12 разделов, и каждый из них показывает, как менялось с течением времени взаимодействие зрителя с искусством. Речь идёт не только о картинах — современное искусство выходит далеко за рамки холста, играя со зрителем через инсталляции и интерактивные объекты.
Оказалось, "Чёрный квадрат" — это не просто мазня
Что мы знаем про Казимира Малевича? В первую очередь, что он нарисовал квадрат. Для многих, как и для меня до этого момента, он представлялся как пустая работа, но выставка раскрывает замысел. За "Чёрным квадратом" стоит глубокая философия. Это не просто изображение, это вызов, бунт против привычных академических норм и поиск новых форм в искусстве. Малевич попытался вывести искусство за привычные рамки, заявив, что оно может быть не только о форме и цвете, но и об идеях, мыслях, и даже о философии.
Музыка на воде и город из мусора
В конце выставки расположены две иммерсионных инсталляции в чёрных комнатах. Обязательно загляните в них!
Первая — инсталляция под названием "Случай в Музее, или Музыка на воде". Она изображает сцену на выставке картин великого художника, где внезапно прорвало трубы, и вода затопила картины. Под картинами стоят тазики разных размеров и материалов, в которые капает вода. Это создаёт своеобразный музыкальный рисунок, который отвлекает внимание от высокого искусства. Авторская игра здесь в том, что пафос искусства может быть разрушен случайностью, и само искусство — это не всегда серьёзность, но и неожиданность. Эта инсталляция впервые выставляется в России после показа в Нью-Йорке в 1992 году.
Вторая — инсталляция "Метрополис". Когда мы зашли в комнату, в углу была гора мусора. Через несколько секунд свет погас, и этот мусор превратился в светящийся город с парками, дорогами и небоскрёбами. Такой трюк выполнен с помощью проработанной экспозиции и флуорисцентной краски. Этот контрастный переход заставляет задуматься: что хотел сказать автор?
Малевич — не аферист, а визионер
Теперь я по-другому смотрю на "Чёрный квадрат". Эта работа для своего времени стала настоящей революцией в искусстве. Малевич показал, что искусство может не только отображать реальность, но и быть вызовом, концепцией, идеей. Благодаря таким художникам как он, мы имеем то разнообразие форм искусства, которое существует сейчас.
Выставка называется "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2". Продлится до 27 октября. Если вы в Москве — обязательно сходите. Возможно, она перевернёт ваше представление о мире искусства так же, как это произошло со мной.
А что вы думаете о современном творчестве и черном квадрате? Делитесь в комментариях!
Подписывайтесь на канал! Рассказываю о жизни в Москве и путешествиях по России!