Найти тему
Точки на карте ◦◦◦

Аферист или гений? Как «Чёрный квадрат» Малевича перевернул искусство

Оглавление

Я не любитель картинных галерей — разглядывать пейзажи и масло на холсте не вызывает у меня больших эмоций, а иногда это даже скучно. Недавно прогуливался по ГЭС-2 и увидел обычную выставку картин. Я был уверен, что пройду мимо, но моя спутница буквально затащила меня внутрь. И как оказалось, не зря. Это выставка в Москве, которую обязательно нужно посетить, и она изменила моё представление об искусстве.

Выставка в Москве "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС–2"
Выставка в Москве "Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС–2"

Малевич и «Чёрный квадрат»: революция или афера века?

Все слышали про Казимира Малевича и его скандально известный «Чёрный квадрат». Честно скажу, до этой выставки я считал его просто гениальным маркетологом, продавшим миру «ничего». Казалось, это просто какая-то афера. Но выставка в ГЭС-2 изменила моё мнение на 180 градусов.

«Чёрный квадрат» — это не просто случайная мазня, а революция в искусстве. Именно с него началась эра нового восприятия искусства, где главную роль играет не само произведение, а то, как оно взаимодействует со зрителем.

12 разделов: искусство и зритель — вечная эволюция

Выставка поделена на 12 тематических разделов, и каждый из них посвящён эволюции роли зрителя в искусстве. Это не просто картины на стене — здесь показано, как произведения меняли взаимодействие с людьми на протяжении последних 150 лет, начиная с Айвазовского, и заканчивая работами современников.

"Чёрное море" Айвазовского, и "Северное море №2.2" Тьерри де Кордье в Москве
"Чёрное море" Айвазовского, и "Северное море №2.2" Тьерри де Кордье в Москве

Идея проста: искусство давно вышло за рамки холста, превратившись в нечто большее. Теперь зритель — это не просто сторонний наблюдатель, а активный участник, формирующий смысл произведения своим восприятием. Каждая инсталляция здесь не просто красива, она взаимодействует со зрителем цветом, формой, динамикой, вызывает эмоции, интересные мысли и почти всегда наталкивает на вопрос «что хотел сказать автор?».

листайте галерею >

Тотальные инсталляции, которые заставят задуматься

В последнем зале, завершая выставку, выставлены работы Ильи и Эмилии Кабаковых, которые создали жанр «тотальной инсталляции» — это когда всё в пространстве погружает вас в мир искусства. Тотальная инсталляция «Случай в Музее или музыка на воде» мгновенно погружает тебя в абсурдность ситуации. Представьте себе зал, наполненный картинами великого художника, но внимание с картин на себя перетягивают обычные тазики разных форм и размеров на полу, в которые из-за внезапного прорыва труб капает вода с потолка и создаёт собственный музыкальный рисунок. В Нью-Йорке это показывали ещё в 90-х, но в России — впервые.

«Случай в Музее или музыка на воде» Ильи и Эмилии Кабаковых впервые в России в ГЭС–2
«Случай в Музее или музыка на воде» Ильи и Эмилии Кабаковых впервые в России в ГЭС–2

Город мечты или горы мусора? Инсталляция «Метрополис»

Ещё одна инсталляция, которая переворачивает восприятие, — это «Метрополис» Владимира Селезнёва. В комнате с чёрными стенами зритель видит обычную кучу мусора в углу, но через несколько секунд свет гаснет, и появляется сияющий мегаполис — город мечты. Такой эффект достигается продуманной экспозицией и флуоресцентной краской. Город называется «Traum(a)stadt». По-немецки «траум» — мечта, а «штадт» — город. Но между ними в скобках стоит буква «а», которая как бы превращает «мечту» в «травму». Так что же хотел сказать автор?

Что на самом деле скрывается за Чёрным квадратом?

Эта выставка меня удивила. Малевич оказался вовсе не аферистом, а гением своего времени. Его «Чёрный квадрат» сломал старый мир искусства и открыл двери новым веяниям. Если вы ещё не были на выставке — обязательно посетите её. Это место точно заслуживает внимания и подарит вам новые впечатления. Выставка продлится до 27 октября в ГЭС-2.

Видео-обзор

Точки на карте ◦◦◦ | Выставка в ГЭС-2 | Дзен

.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк!