Найти тему

Семья малая и "большая семья" общества духовного роста. Сравнение с коммунистическим обществом.

Оглавление

Нам придется постоянно оглядываться на прочие идеологические модели (либерализм, нацизм и коммунизм), чтобы понимать, каких ошибок следует избежать. Предвижу возмущения либерального лагеря и сторонников коммунистической идеи. Первые могут возразить, что с людьми по-другому нельзя. А вторые могут сказать, что коммунизм пытался реализовать то же, что и новая идеология духовного восхождения. И наверняка достиг бы успеха, если бы не какая-нибудь случайность, досадная помеха (предатель Горбачев, ЦРУ, иное).

Ответить и тем и другим довольно просто. Либерализм оказывается прав в том случае, если человек/общество не возрастает духовно. Зверь может лишь бороться с другим зверем, стараясь отнять у него блага. Коммуникация, сотрудничество, восхождение – это привилегия человека, а не зверя. А в стремительно духовно дичающем обществе эти качества оказываются либо нереализуемы, либо даже невозможны. Всё зависит от степени духовной деградации.

Сторонникам коммунизма следует понимать, что как бы ни был прекрасен замысел Маркса, его нельзя было реализовать без повышения духовного уровня граждан.

Поэтому различие идеологии духовного восхождения и коммунизма находится на уровне фундамента, в смысловом ядре. Фундаментом должно выступать не всеобщее равенство, а любовь, альтруизм, служение ближнему. Только это основание способно обеспечить устойчивость новой идеологии, сделать общество жизнеспособным.

В чем проявится фундаментальное расхождение общества духовного восхождения и коммунистического общества? Основываясь на разных идейных основаниях, формируются иные нормы и правила, различное понимание правды.

Так, коммунистическое всеобщее равенство едва не привело к общности жён. Эта идея проглядывает в Манифесте коммунистической партии. Мол, жена в буржуазной семье является собственностью мужа. Это неправильно. Все должны быть равны, потому и семья есть пережиток прошлого. И первые строители коммунизма всерьез заговорили об общности жён. Но потом в СССР от этой идеи отказались, и тем самым нарушили коммунистическую правду. Не усовершенствовали её, а нарушили.

И это было одним из многих нарушений коммунистической правды, приведшее в конце концов к полному отказу от коммунистической идеи как таковой.

Коммунистическая правда требует отказа от денег и перехода к системе безналичного учета труда и распределения благ. Это было сделано только в колхозах, где бывшие крестьяне работали за трудодни и в конце года получали часть колхозной продукции. Города так и не перешли на системы безденежного учета. И это было еще одним из нарушений коммунистической правды.

Идея равенства требует запрета частной собственности на средства производства, а также запрещает личное предпринимательство (известный НЭП становится очередным нарушением). Равенство требует единого вида одежды, одинаковых домов и однотипных квартир для всех. Если равенство, значит равенство во всем. Получали в Союзе примерно одинаковую заработную плату, колебавшуюся в среднем в пределах 100-200 рублей.

Идея любви, лежащая в основании, и высшая цель — построение высокодуховного общества, рождает другие ориентиры, нормы, мерки, правду. Семья — это первооснова общества. Именно в семье формируется человек с правильным мировоззрением. Никакой общности жен не может быть и в помине. Но это уже не нарушение правды, а следование своей внутренней правде. В семье продуцируется любовь. В семье человек постигает азы служения ближнему: родители «служат» своим детям заботой и обеспечением, дети «служат» своим родителям послушанием и почтением.

-2

В обществе духовного роста взрослые члены семьи служат и внешним — «большой семье» — участвуя своим вкладом в общем деле там, где каждый призван или где он/она может лучше проявить себя: на военной службе, на производстве, в науке, в управлении.

Частное предпринимательство не запрещается, потому что предприниматель может своим талантом и своими делами послужить «большой семье».

Следует ли отказываться от денег? Нет — это удобное средство обмена. Возможно, со временем оно поменяет форму и ему на смену придет некая иная система учета и перераспределения благ, но пока это удобно. А вот накапливать большие суммы в одних руках — это плохо для духовного роста. В этом нет любви. Поэтому предприниматель оставляет себе необходимое, а излишек отдает «большой семье». Жалко? Тогда не занимайся предпринимательством, работай над собой, чтобы было не жалко расставаться с излишками. Значит, не изжил в себе эгоизм и жадность. Берись за другой не менее почетный труд на благо «общей семьи».

Любовь в том, чтобы служить ближним, и любой член общества духовного роста может рассчитывать на помощь «большой семьи» в любом деле: строительстве дома, покупке машины, если она нужна малой семье, присмотре за детьми, воспитании детей, получении каких-то услуг.

Любви и служению близок коллективизм (общинность), и чужды эгоизм и индивидуализм. Поэтому любви близки и понятные социалистические идеи, и чужды идеи капиталистические. Но здесь не обязательна уравниловка, которой просто не может быть в человеческом обществе, потому что все разные. Кто-то умен, кто-то смел, кто-то поэт, а кто-то хорошо работает руками. Пусть каждый занимается своим делом на благо своей малой и большой семьи. Это ведет к духовному росту. А что ведет к духовному росту — то благо.

Не беда заработать много денег. Беда — оставить их у себя в кошельке, когда рядом страдает человек.

При современных системах учета легко увидеть, что человек накапливает и скрывает излишки. И в обществе любви это является порицаемым или даже наказуемым поведением. А главным наказанием может стать изгнание в среду подобных стяжателей. Хочешь сидеть на денежном мешке — мир большой, иди к таким же, как и ты, и дерись с ними за право еще больше набить свой виртуальный кошелек виртуальными нулями, ну или осязаемыми купюрами, золотом или ракушками каури (что там сейчас считается ценностью).

Добродетелью и похвальным является помощь другим, вклад в общее дело, служение «большой семье». Чем ты больше отдаешь «большой семье» — тем больше твоя ценность, тем выше ты можешь продвинуться в общественной иерархии. Ведь общество любви не отрицает иерархии. Ведь иерархия есть и в семье. И это правильно.

Подняться по иерархической лестнице общества служения можно, больше отдавая другим. Это станет реализацией принципа, озвученного Христом: «Пусть тот, кто хочет стать главным среди вас, будет вам слугой». И не на словах, как в СССР, где вожди называли себя слугами народа, а реально отдающим большой семье свои умения, свое служение, заработанные деньги (или произведенные блага). Только так и не как иначе можно стать старшим в большой семье. Поскольку родители служат своим детям. Супруг служит своими умениями своей супруге и своим детям. Супруга в свою очередь своими умениями служит своему супругу и детям. Дети — своим почитанием и послушанием служат своим родителям и младшим братьям и сестрам.

Потому занять место в иерархии общества духовного роста можно, лишь взяв на себя большие обязанности служения той или иной части большой семьи.

-3

Общество любви не отрицает ни науку, ни предпринимательство, ни доблесть, ни деньги, ни семью. Оно отрицает только эгоизм, индивидуализм, уравниловку, жадность, корысть.

И вы понимаете, что такое общество не удастся создать на фундаменте либерализма, нацизма и даже коммунизма? Вот поэтому и идет речь о новой идеологии, которая есть не что иное, как иной фундамент, иные смыслы.

Конечно, как любое общество оно нуждается в смыслообразующей идее, которая сохраняется и развивается в среде хранителей, присутствующих в любом обществе. Общество нуждается во внутренней организации (иерархии). Как в любом обществе ему необходимы хранители идеи, служащие «большой семье», воины, предприниматели или промышленность, система учета и распределения благ, система взаимопомощи и многое другое. Главное, что всё в обществе духовного роста подчиняется идее любви и служения ближнему, пронизано духом альтруизма. И что способствует духовному росту — признается хорошим, а что этому росту препятствует — признается плохим. Смыслы и правила, законы, нормы и правила вырастают из этого ядра, строятся на данном фундаменте.

-4

И задача не в том, чтобы продумать структуру, что тоже немаловажно. Практика всяко поправит теорию. Важно обрисовать смысловое, идейное, главное. Важно сформулировать идею и основные принципы. Хотя можно попробовать и более детально проработать структуру общества, всё проще потом будет строителям нового общества, если таковые появятся.

Перед вами фрагмент создающейся книги. Отрывки публикуются по мере их написания. Не обязательно они войдут в финальную версию, или войдут именно в таком виде. Дзен выступает скорее как записная книжка, позволяющая не терять написанное. Александр Смирнов