Найти тему

Где рождается изобретатель

Когда в школе учиться интересно.
Когда директором Глодневской школы стал Илья Ананьевич Бугара, каких только чудес мы не увидели. В школе появился первый на селе телевизор и по вечерам люди ходили туда посмотреть это чудо. В школе появился свой радиоузел и по радио в школьных коридорах звучал голос директора, играла музыка, иногда из репродуктора тоненький детский голосок читал стихи. Это Надя Бура, еще лет пяти от роду развлекала школьников своими выступлениями. Потом в школе появился оркестр духовых инструментов. Его купили на заработанные в колхозе деньги. Осенью выезжали на уборку картошки, кукурузы, свеклы. В школу пригласили учительницу бальных танцев, и она некоторое время обучала правильным движениям и правилам поведения на балах. Девочек учила швейному мастерству профессиональная портниха и модельер из комбината бытового обслуживания. И много еще разной новизны, из-за которой школа прогремела на всю область. Но самым ошеломляющим для селян и в райцентре оказалась потрясающая самоделка местного Кулибина, мастера золотые руки Михаила Кзьмича Балакова. До школы он был передовым бригадиром тракторной бригады. Но вот, когда ликвидировали МТС, трактора раздали по колхозам, то Кузьмич перешел на работу в школу. А в школе были хорошие мастерские для обучения школьников, были какие-то станки, доставшиеся от МТС, слесарная часть неплохо оснащена. И начал Кузьмич реализовать свои творческие задумки. Благо, что рядом с ним оказались такие же умелые и инициативные люди. Особенную помощь ему оказывал Алексей Василевич Аксенов, преподаватель труда и тоже бывший механизатор, шофер. Решили они сделать аэросани. Сделали деревянную кабину, похожую на мотоциклетную коляску, потом из дерева выстрогали три лыжи и прикрепили к этой кабине. Две задних прикрепили неподвижно, а переднюю установили так, что ее можно поворачивать штурвалом из кабины. Самую сложную, самую ответственную и главную часть, пропеллер или правильно винт, делали долго и с ошибками. Ведь там не просто вертушка, какую делают ребята из консервной банки для запуска с катушки. Этот пропеллер должен обладать определенным углом поворота лопастей, т.е. иметь угол атаки. И должен быть прочным, ведь он тащит весь груз. Но все же винт был сделан. Наконец сделали и закрепили его на заднике кабины, не защитив по окружности от попадания посторонних предметов. Испытывать решили подальше от людей, а то не дай Бог, что-то оторвется. Потащили сделанные сани на речку. Лед уже толстый, но снега пока наметено мало. Первым, как и положено, за руль сел сам изобретатель и руководитель проекта- Михал Кузмич. Алексей Васильевич, как в кино-"контакт-есть контакт"-крутанул пропеллер и движок завелся. Кузьмич потарахтел движком на малых оборотах, а потом стал прижимать педаль газа и сани поползли по льду. Проехал сотню метров остановился, осмотрел тяги, крепления подвижных чстей, подергал пропеллер. Снова сел за рычаги управления и снова Аксенов завел ему движок. И загудел движок уже с набором оборотов, сани заскользили по льду, и Кузьмич дал полный газ. Вся публика, наблюдавшая за испытанием, раскрыла рты-аэросани понеслись по речке, как автомашина по асфальту. Где-то на расширении речки аэросани развернулись и помчались назад. Встречали сани и Кузьмича, как не встречали папанинцев с Северного полюса. Теперь в кабину сел сам директор. Он предварительно все хорошенько рассмотрел, подергал рычаги на холостом ходу, а потом уже уверенно дал газу и помчался. На следующий день директору надо было, а может и не очень надо, ехать в район. Обычно он ездил на школьном ГАЗике, но теперь решил прикатить туда на аэросанях. И прикатил. Пока ехал по Локтю к РОНО люди останавливались и провожали его удивленным взглядом. Эффект был достигнут. Уже к вечеру он возвращался назад. Все шло нормально. Дорога была укатана тракторными санями, снегу на ней мало, скорость была приличная. Ив вот уже проезжая Пожар за спиной водителя, со стороны пропеллера что-то громко щелкнуло, сани стало трепать из стороны в сторону, пришлось остановиться и заглушить движок. От пропеллера осталось не более двух третей. Часть одной лопасти пропеллера отломалась и улетела, хорошо, что не попала в спину. Оказывается, сани наехали на цепочку замерзших "конских яблок" и подхватили их потоком воздуха. Заледеневший конский помет, как пушечное ядро, ударил в лопасть и отломал ее. Теперь стало понятно, для чего пропеллер аэросаней по окружности обволакивают защитной сеткой. Тащить вручную сани к счастью  не пришлось, как раз проезжал трактор с тракторными санями, он вез на корм скоту бочку барды из спиртзавода. Тракторист помог загрузиться и довез до школы.