Мы родом из детства. В нём осталось большинство наших воспоминаний. Яркие и запоминающиеся картинки прошлого раз за разом возникают в наших глазах. При просмотре фильма режиссера Георгия Данелии "Слезы капали" 1982 года возникло ощущение дежавю, а именно показалось, что сюжет фильма я уже где-то видел.
Ощущение оказалось истинным, поскольку фильм основан на сказке Ганса Христиана Андерсена "Снежная королева", которую почти каждый из нас читал или слушал её прочтение в детстве. Это литературное произведение запомнилось автору, как мудрая сказка о настоящей дружбе, вере друг в друга, важности оказания друг другу поддержки и сохранения преданности в жизни каждого человека.
Это было в детстве, однако, будучи воспитанным на подобного рода произведениях, я хотел отыскать достойное кино с похожим смыслом уже с реальными актерами, желательно хорошими, способными передать ощущение теплоты - ощущение детства.
Благодаря достойному окружению единомышленников киноклуба своего университета, я открыл для себя это произведение кинематографа. Фильм "Слезы капали" произвел особенное впечатление, оставался со мной длительное время, редко, но "возвращался" ко мне в повседневной жизни.
Сюжет фильма разворачивается вокруг Павла Ивановича Васина в исполнении гениального советского актера Евгения Леонова. Его персонаж - это примерный семьянин, достойный работник, хороший сосед. Какой бы ни была социальная роль Васина, он везде и у всех на хорошем счету, склонный к проявлению снисхождения, приветствует компромиссные решения, иными словами, Павел Иванович - это "душа-человек".
Так же, как и в сказке Ганса Христиана Андерсена, главному герою кинофильма Васину в глаз попадает осколок какого-то странного стекла. Убрать этот осколок ему никак самостоятельно не получается. Чем дольше находится частичка стекла в глазу у главного героя, тем больше он становится для всех неузнаваемо другим.
Он стал спорить там, где никогда не спорил. Он стал принимать решения, которые никогда бы не осмелился принять. Он стал ругаться там, где никогда бы не стал выяснять отношения. Кажется, как будто бы человека подменили, испортили, сломали. По причине своего поведения он остаётся совсем один. Как герою найти выход из такого трудного положения?
Мудрое кино Георгия Данелии "Слезы капали" отвечает на этот вопрос зрителя более чем убедительно, заставляя последнего размышлять о смысле фильма после просмотра.
Этот фильм открывает зрителю глаза, "вынимая из них многочисленные осколки жизненных неудач, горя, страданий, раздражения и злобы".
И если по Тарковскому "человеку нужен человек", то по Данелии "человеку нужен человек-слушатель, способный понять и услышать нас в трудные моменты нашей жизни".
Рекомендую к просмотру.