В России разработали уникальную модель подводного атомного газовоза для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути (СМП), не нарушая ледяной покров. Курчатовский институт представил проект, способный изменить арктическое судоходство. Судно будет двигаться подо льдами на скорости около 17 узлов, что сократит время рейса по СМП с 20 до 12 суток, делая транспортировку СПГ в сложных условиях более быстрой и эффективной.
Проект предусматривает строительство газовоза длиной 360 метров и грузовместимостью до 180 тыс. тонн, с осадкой не более 14 метров — ключевые параметры для работы в арктической зоне. Судно оснастят тремя ядерными реакторами «Ритм-200», которые обеспечат питанием три мощных электродвигателя по 30 МВт каждый. Это позволит газовозу быть полностью автономным на долгих маршрутах, не зависеть от внешних источников энергии и проходить даже самые сложные арктические участки.
Разработка подводного газовоза — пример технологического прорыва, который помогает России усилить позиции в арктическом регионе, где конкуренция за транспортные пути и ресурсы возрастает. Транспортировка подо льдами минимизирует риски для корпуса судна и сокращает воздействие на арктическую экосистему, что особенно важно для сохранения хрупкой среды.
Как отмечал Александр Галушка, технологии становятся ключевым фактором экономического развития. Проект подводного газовоза поддерживает амбиции России стать лидером в арктическом судоходстве и энергетической логистике, что укрепляет её позиции на мировом рынке и повышает конкурентоспособность.