Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с таким понятием, как «жизненный сценарий». Вероятно, вы могли слышать о нем от мамы или папы, которые в чем-то или полностью повторили судьбу своих родителей - целенаправленно, желая прожить такую же яркую и качественную жизнь, или неосознанно из-за неимения другого, более лучшего примера перед глазами.
Почему же мы говорим, что вы слышали о жизненном сценарии именно от родителей? Чтобы наиболее полно ответить на этот вопрос, необходимо углубиться в понятие самого жизненного сценария и разобраться, как он формируется.
Жизненный сценарий — понятие из психологии, подразумевающее бессознательный план человека на жизнь, созданный им под влиянием родителей или близких людей.
Жизненный сценарий напрямую зависит от отношения человека к самому себе и окружающему его миру, а также от его самоопределения в этом окружающем мире - обобщенно «жизненной позиции». Эти отношения закладываются в раннем возрасте родителями, ведь именно с их помощью ребенок познает мир и самого себя. С возрастом жизненная позиция только укрепляется, а ее осознание и изменение в случае неудовлетворения ведут к кардинальным переменам.
Первым, кто заговорил о жизненном сценарии, был американский психолог и психотерапевт Эрик Берн, известный как создатель трансакционного и сценарного анализа. В основе его трудов лежит известное представление о сознании человека как композиции трех эго-состояний: Взрослый, Родитель и Ребёнок.
Берн был уверен, что в разных ситуациях межличностного общения могут активизироваться различные состояния «Я», а главной целью своего подхода в психотерапии считал формирование реалистичной установки на жизнь, преодоление сценариев Родителя и безответственной импульсивности Ребёнка.
Позднее подход Берна был доработан его последователем - Томасом Энтони Харрисом, который также являлся американским психиатром и по совместительству писателем. Книга «Я О'кей, ты О'кей» принесла ему мировую известность и стала неотъемлемой частью психологии, менеджмента и маркетинга.
Харрис впервые выделил четыре жизненные позиции человека, которые бессознательны и которые определяют то, как человек будет жить, то есть определяют его жизненный сценарий.
В трансакционном анализе выделяются четыре жизненные установки относительно себя и других, которых может придерживаться личность:
- Я не ОК, а ОНИ ОК
Это универсальная установка раннего детства, являющаяся логическим заключением ребенка и вытекающая из ситуации его рождения и младенчества. В этой установке представлено благополучие, как следствие поглаживаний, ласк. Каждого ребенка ласкают в первый период жизни просто потому, что о нем необходимо заботиться. Без воздействия человеческих рук, даже минимального, младенец не выживет. Имеет место также установка неблагополучия: у маленького ребенка происходит избыточное накопление переживаний на основе фактов, которыми он располагает. Ребенку недостает багажа и опыта, необходимого для формирования точного представления о самом себе, так что его единственным ориентиром является реакция других на него. Оснований усомниться в этих оценках немного, во всяком случае ребенок слишком беспомощен, чтобы возражать или протестовать. Он пассивно принимает суждения, которые первоначально передаются путем эмпатии, а также словами, жестами и действиями. Таким образом, отношение к себе, усвоенное в раннем возрасте, навсегда сохраняется в личности наряду с некоторым допускаемым влиянием экстраординарных обстоятельств окружения и изменениями благодаря более позднему опыту.
Часто те, кому так и не удалось сменить эту установку на другую, страдают от синдрома самозванца, синдрома отличника или от синдрома жертвы. Этим людям кажется, что какие бы подвиги они не совершили, они все равно недостаточно хороши, они ничего не заслуживают и не имеют права о чем-то мечтать. Позиция «что бы я ни делал, я все равно не в порядке» ведет к подавлению личности, низкой самооценке и эмоциональному выгоранию.
2. Я не ОК и ОНИ не ОК
К концу первого года жизни ребенок научается ходить, не нуждаясь при этом в поддержке. Если мать не склонна дарить поглаживания, если она в течение первого года занималась с ребенком лишь в силу необходимости, в таком случае освоение навыка ходьбы означает для ребенка конец младенчества. Поглаживания резко ослабевают. А по мере того, как ребенок начинает вылезать из кроватки и, не находясь ни минуты в покое, всюду сует свой нос, наказания становятся все более строгими и частыми. Да и самопроизвольные ушибы и травмы случаются все чаще, потому что способность к самостоятельному передвижению побуждает к попыткам преодолеть все новые препятствия.
Жизнь, обеспеченная в течение первого года известными удобствами, лишается их. Ласки больше нет. Если ощущение отверженности не смягчается на протяжении второго года жизни, ребенок заключает: «Я не ОК и ОНИ не ОК». Человек в таком положении опускает руки. Ему не на что надеяться, так как даже тот, кто обязан дарить ласку, отказывается это делать.
Вырастая, человек, живущий с этой установкой, неспособен принимать внимание от других. Любые проявления заботы и любви кажутся фальшивыми и провоцируют в нем отторжение или даже агрессию. Человек чувствует себя одиноким, он уверен в том, что его жизнь не удалась и ему до конца своих дней придется «нести этот крест» в одиночку, ведь в мире нет людей, на которых можно положиться.
Таким образом, мы рассмотрели две из четырех позиций, описанных Томасом Харрисом. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые не смогли сменить эти установки на другие? Делитесь в комментариях!