Тридцать лет назад на площади, где ныне красуется городской дом, окружённый с обеих сторон деревянными фруктовыми лавочками, стоял деревянный Гайрабетовский театр – угрюмо-неприветливый, ветхий, угрожавший с минуты на минуту расползтись по швам.
Труппа антрепризы Ковровой-Брянской, только что закончив сезон, бродила уныло: было уже известно, что на будущий сезон Ростов остаётся без театра, так как дальнейшее пользование Гайрабетовским зданием – было уже невозможно.
Создавались всевозможные планы, устраивались совещания, вопрос о театре дебатировался почти ежедневно и всюду, но ничего не выходило: не находилось предпринимателя, который пожелал бы взяться за реальное осуществление проекта постройки нового театрального здания. Городская дума плохо реагировала на этот недостаток, будучи поглощена массой других нужд по благоустройству города, для удовлетворения которых требовались огромные средства, а их не было.
И артисты, и достаточно привыкшая к театру ростовская публика были в отчаянии. Выхода, казалось, не было. Но он нашёлся. Владимир Иванович Асмолов, в то время молодой человек, увлекавшийся театром, придававший ему огромное значение в смысле общественного развития, - совершенно неожиданно, собрав артистов, объявил:
- Я построю вам театр, потерпите немного!
Господину Асмолову нетрудно было быстро подыскать место и не прошло и недели, как на пустоши Таганрогского проспекта огромная партия всевозможных мастеров уже сооружала, в то время, гигантское здание театра.
Решаясь затратить на театр для того времени огромные средства, юный меценат отнюдь не преследовал меркантильных расчётов. Он был полон желания внести крупицу своего труда и средств в сокровищницу общего дела, примкнуть к театральному движению в России, находившемуся в то время в самом расцвете. И эти побуждения были наилучшим стимулом для интенсивной работы по созданию нового театра.
Работа кипела полным ключом. В создании театра очень деятельное участие принимал присяжный поверенный С. Л. Барыков, являвшийся душой этого дела. К этому кружку примкнули: в то время очень популярный архитектор В. М. Якунин и Н. И. Карлинский.
К началу сезона 1883 года театральное здание было совершенно готово и в нём стала оперировать драматическая труппа господина Коврова.
И, создав театр, господин Асмолов остался верен своим альтруистским побуждениям: аренда дорого стоившего ему театрального здания приносила ему гроши, так как, по свидетельству близких в то время к театру лиц, - почти вся аренда обращалась им на лучшее устройство труппы, на пособие для обзаведения декорациями и другим театральным инвентарём.
Труппа господина Коврова делала блестящие по тому времени дела. Культивировался смешанный жанр искусства: сегодня – драма, завтра – оперетка, артисты же были одни и те же. Знаменитый, например, артист Н. И. Новиков в понедельник играл Франца Моора в «Разбойниках», а во вторник – Менелая в «Прекрасной Елене».
Ковров пользовался огромными симпатиями ростовской и нахичеванской публики. Благодарные нахичеванцы в день 25-летия артистической его деятельности решили подарить господину Коврову городской участок для постройки дома, но трагическая смерть, вслед за юбилеем, талантливого антрепренёра-артиста разрушила этот план.
Коврова сменил Шишкин, ныне также покойный. Антрепризе Шишкина предшествовало решение господина Асмолова дать средства на создание собственной труппы. Господин Шишкин, пользуясь значительной материальной поддержкой владельца театра, дал ростовцам всё, чем в то время славился театральный мир. Антреприза делала хорошие дела, но закончила свои операции с колоссальным дефицитом.
Благодаря вмешательству господина Асмолова, материальному и моральному, - смотревшему на театр, как на место для проповеди лучших идей, как на учреждение, должное играть видную роль в деле развития общественного самосознания, в ростовском театре больше всего культивировалась серьёзная драма. Наилучшими, более серьёзными проводниками этих идей являлись, сменивший Шишкина, антрепренёр Г. М. Черкасов – любимец ростовцев, а после него Н. Н. Синельников.
Были моменты, когда публика настойчиво требовала гастролей выдающихся светил театрального мира, а бюджет антрепризы не позволял допускать такую роскошь. И здесь на помощь антрепризе приходил всё тот же владелец театра, бравший на себя расходы по гастролям Самойлова и других выдающихся артистов.
Шли годы. В. И. Асмолов, утомлённый и не совсем здоровый, не мог уже отдаться своему любимому театру с тем рвением, как раньше, почему в последние годы антреприз Синельникова и Салтыкова (опера) театральным делом фактически распоряжался господин Волкенштейн, а затем В. И. Асмолов решил продать театр господину Волкенштейну, «считая его надёжным преемником, который сумеет повести театр в воспитанных им традициях». Продавая театр, господин Асмолов, пошёл на всевозможные уступки, на самые льготные для антрепризы условия.
Газета «Приазовский край» № 9 от 11 января 1913 года.
Навигатор ← Ростовский округ
► Подборка "Культура"