Утро. Еду с суток домой. Дежурство было приятное. Больница, реанимация, пациенты, палаты. Все поступления случились до полуночи. После полуночи только наблюдение и редкая коррекция доз вводимых препаратов. Контроль выполнения назначений, профилактики пролежней, результатов лабораторных анализов. Все больные уверенно шли на поправку и не создавали никаких сюрпризов.
И вот уже за рулем, громкая музыка, тихие мысли, отсутствие планов до обеда. Звонок диспетчера скорой помощи, где я и реаниматолог, и учредитель по совместительству.
«Александр Евгеньевич, плановая транспортировка из Электростали в Москву, просят реанимационную бригаду для перевозки больного, у пациента пневмония, ИВЛ, документы у Вас на почте, посмотрите, пожалуйста». Я мог отказаться, работ было очень много и мы могли перенести эту заявку на следующий день, и так работая практически на износ каждую смену.
Ближайшая заправка. 95-ый бензин. Капучино, бутылочка воды без газа. Проверяю эл почту, смакую «улитку с изюмом». Пациент - девушка 32 лет. Больна 10-ые сутки, 7-ые сутки в больнице, 3-и сутки в реанимации. Параметры ИВЛ и газы крови говорят о том, что всё еще впереди… Москвичка. Имеет право на лечение по месту прописки. Уже есть согласование на госпитализацию. Короткое сомнение позади. Чувствую неплохо, чтобы доработать день без угрызений совести. Звоню диспетчеру и еду на нашу базу скорой.
В этот сезон было очень много работ, и наша служба частной скорой была на максимальном кадровом голоде. «Кого попало» не возьмёшь, а на высокую зарплату всегда имеем возможность выбрать лучших из лучших. Все собеседования веду лично и с пристрастием, а из 10 врачей на проф пригодность и психологические тесты пройдут от силы двое, но потом проработают у нас годами и принесут много пользы пациентам.
В моменте – свободных реаниматологов не оказалось: кто-то ушел со смены, кто-то завтра на смену, с «экстренки» снять бригаду под плановую работу не могли, морально неправильно. А пациентке нужна помощь, пока не потребовались такие методы поддержки, которых в Электростали просто нет.
Доехал до базы. Фельдшер, анестезистка и водитель уже меня ожидали. «Оголять» экстренные вызова у нас не принято. Под перевозку пациентки на ИВЛ из Электростали в Москву их вызвали из дома. Итак, впереди еще час, чтобы проверить комплектность бригады и успеть к назначенному врачами времени в больницу.
Дружно проверили оборудование, батарейки, препараты, освещение, трансформатор напряжения, масла и жидкости, давление в шинах, топливо, освещение салонов, спец сигналы, климат систему, бактерицидную установку, сопроводительные документы и корпоративную связь. Можем ехать.
Ехать от силы полтора часа, мы выдвинулись заранее – за 2. «Точность – вежливость королей». Я рядом с водителем. Впереди – музыка радио, полотно дороги, позади из открытой двери медицинского салона мерные рассказы коллег о приключениях прошлой смены, как «мужчину весом 200кг «сажали» на неинвазивную вентиляцию и успокаивали дексдором». Эта и другие транспортировки, рассказы родственников пациентов и поведение врачей стационаров – за пол часа всё «подкрасилось» в сознании как если бы присутствовал вживую, а не отсутствовал пару дней.
Вдруг чувствую изменения, они происходили быстро, а вспоминаю как в замедленной записи. Водитель за рулём присел иначе, крепко уложил руки на руль. Отвожу от него взгляд, вижу впереди быстро движущийся объект, пересекающий перекресток по странной траекторией – к столбу на обочине. И закон «подлости». Прямо в столб! «Бум!» Глухой и громкий звук с коротким визгом от скрежета металла о бетон. Мотоциклист…
Обочина, аварийки, «люстра». Выскочили. Рем укладка, щит.
Включился автоматизм, себе не принадлежим. Водитель звонит 112, потом позвонит нашему диспетчеру об остановке в пути, начнет бегать подавать что скажем. Мой режим энергосбережения немедленно сброшен, я вспыхнул жаром во всем теле. Руки, ноги, лицо. Будто обмен веществ превращался в плавильный цех. Моя вегетативная система часто и уже лет 10 так реагирует на экстренку... «Отходняк» и сон еще наступят, но позже.
Молодой парень. Килограмм 75. Около 30 лет. (Извините за «парень» и некоторый сленг: как воспринималось и «шло» из памяти, так описываю). Щит, поворот на спину, воздуховод в рот. Сознание, дыхание – 0. Зрачки чуть расширены. Шлем и защиту сняли, освободили грудь. Ребра целы. Шея тоже. Непрямой массаж сердца. Кислород в мешок Амбу, качаем 15 нажатий на грудную клетку, 2 вдоха. Через минуту оценка ситуации – на мониторе дефибрилляторе «ноль». Установка венозного доступа – нет периферических вен. Адреналин инъекция под язык (это не по алгоритмам). «Качаем». Установка «центра» в правую подключичную вену. Как «по маслу». Пока всё без неприятных технических сложностей. Продолжаем работу на обочине. Машин нет. Тишина очень громкая, только короткие тихие «междусобойчики» что подать, что готовить. Адреналин в «центр». Убрал воздуховод, провел интубацию трахеи. Ещё адреналин. Переводим на аппаратное ИВЛ. Качаем, оцениваем «ноль» на ЭКГ. Воротник Шанца (фиксирует шею – исключить смещение позвонков шейного отдела, если травма позвонков есть). Ещё 5 минут по «кругу»: Качаем/ оцениваем/ вводим/качаем. Влили уже струйно 800 мл физ раствора, поставили еще. Анестезистка так нажимала на пластик флакона физ раствора, чтобы «выжать» его в вену, что сколола край своего ноготочка. Сахар крови проверили – норма. Зрачки больного уже «поплыли», но не мидриаз – надежда на сохранность мозга есть. Работаем еще. Вдруг, на мониторе регистрация нарушения ритма – Фибрилляция желудочков. Это неэффективное кровообращение, но что-то. Набираем в электроды дефибриллятора 200кДж напряжения – разряд. Пауза. Оценка ЭКГ. Можно сказать, «синус». 60 в минуту. Систолическое давление 50 мм рт.ст. Ставим микроструйно дофамин, 10мкг/кг/мин. Снижаем до 7 мкг/кг/мин. За радостью от начала сердечной деятельностью замечаю снижение вольтажа зубцов на ЭКГ. Распечатываю пленку. Это ушиб миокарда. Приезжает «город».
Мы передали больного с давлением 110/45 мм рт.ст., на ИВЛ, с установленным венозным доступом. Не успели только установить мочевой катетер. Немедленно исправили и передали пациента «нарядно». С выполненным полностью алгоритмом помощи. И с нашим предварительным диагнозом закрытой черепно- мозговой травмы, закрытой тупой травмы грудной клетки и брюшной полости, с тяжелым травматическим шоком вследствие продолжающегося кровотечения из разрыва паренхиматозного органа. передали нашего случайного больного живым!
Больного они повезли по витальным показаниям в Электроугли. Его там прооперируют (будет минус селезенка). А мы отряхнулись. Посидели 3 минуты на свежем воздухе, и начали заносить «пол салона» нашего мед оборудования обратно. Пациентку с пневмонией мы перевезли штатно, и немного молчаливо.
В Электросталь за «пневмонией» мы тогда приехали с опозданием на 5 минут. Но нас простили и за это, и за мои грязные коленки с почему-то протертой тканью на правой штанине. Теперь эта «коленка» подшита «крестиком», а штанишки не меняются, только стираются в стиральной машинке, напоминая о том дне, когда я сомневаясь ехать или отказаться – всё же поехал.
Мой телеграм канал (без цензуры)
Заказать перевозку больного реанимобилем