Найти тему
Фантастоведение

«Планета изгнания» Урсулы Ле Гуин, или Фантастика на грани фэнтези (или наоборот?)

«Разница между фантастикой и фэнтези не меньше, чем между Карлом Марксом и Граучо Марксом [1]», – Роберт Хайнлайн

Здравствуйте, уважаемые почитатели фантастики!

Должен признаться честно: я долгое время старательно избегал упоминания на дзен-канале «Фантастоведение» о творчестве американской писательницы Урсулы Ле Гуин. Причина в том, что для меня произведения грандмастерицы никаким образом не ассоциировались с фантастикой, тем более научной.

Вину за это возлагаю на два произведения писательницы: роман «Волшебник Земноморья», который однозначно относится к каноническому фэнтези, и роман «Планета изгнания», о котором далее пойдет речь.

Еще со старших классов школы для меня «Планета изгнания» – простенькое фэнтези. Простенькое, потому что многого из того, за что мы любим фэнтези там попросту нет. Довольно кратенькая история о противостоянии оседлого племени орде кочевников, откровенно не дотягивает до канонов жанра. Но странность в том, что роман классифицируется в качестве научной фантастики!

Недаром в качестве эпиграфа к статье приведены слова мэтра научно-фантастической литературы, поэтому предлагаю обратиться к мнению великого писателя, высказанному им относительно фэнтези. Пусть Роберт Хайнлайн рассудит: «Планета изгнания» – фантастика или всё-таки фэнтези?

"Фэнтези строится либо на отрицании реальной действительности в целом, либо на допущении в качестве основного сюжетообразующего элемента заведомо невероятных посылок: гномов и фей, говорящих ослов, путешествий в Зазеркалье, вампиров, приморской Богемии или Микки Мауса. [2]" – Роберт Хайнлайн

Давайте разбираться по порядку. События «Планеты изгнания» происходят в системе звезды Эльтанин[3] на третьей по счету планете, называемой Верель.

Эльтанин – оранжевый гигант, почти в 50 раз больше Солнца по размеру и 600 раз по светимости. Землеподобная Верель обращается вокруг родной звезды по вытянутой эллиптической орбите с периодичностью равной 65 с половиной земных лет.

Планета обитаема. Местные туземцы, врасу, проживают в родовых общинах, их цивилизация по уровню развития соответствуют эпохе раннего Средневековья, а это, согласитесь, вернейший признак того, что перед нами фэнтези (но не будем спешить с выводами!).

Другие обитатели планеты, люди, проживают обособленной колонией, называемой Космопор. Местные называют их «дальнорожденными», указывая на то, что они пришлые, и презрительно обзывают их «лжелюдьми без роду и племени, стоящими вне закона».

Колонизация Верели людьми началась десять годовых циклов назад (по-земному – шесть с половиной веков назад). Звездолет, доставивший поселенцев, улетел и уже никогда больше не возвращался. Связь с родной планетой была утрачена навсегда.

Постепенно, год за годом, численность человеческой колонии стала неуклонно сокращаться. Здоровых детей рождалось всё меньше, чаще бесплодие поражало молодёжь. Мечте об обширной процветающей стране сбыться было не суждено.

Экзистенциальная угроза явилась с севера в лице диких кочевников, гаалей, уходящих на южные равнины от лютого холода надвигающейся Зимы (именно с большой буквы!). Если в прошлые времена, кочующие обходились лишь попутным грабежом окрестностей и не посягали на крупные поселения людей и врасу. То в очередную Зиму ранее разрозненные племена гаалей, сплоченные вокруг авторитарного лидера, сформировались в сильнейшую армию, способную сокрушить весь прежний мир.

Только сплотившись, люди и врасу смогут противостоять орде. Понимая это, лидер человеческой колонии Джакоб Агат отправляется к старейшине города Тавар с предложением об объединении боевых порядков…

Все же, что перед нами? Фантастика или фэнтези? Если «Планету изгнания» рассматривать с точки зрения Роберта Хайнлайна, то никаких «заведомо невероятных посылок» в ней не заложено (кроме, естественно, передачи мысленной речи на расстоянии, но эта сверхспособность присутствует во всех произведениях Хайнского цикла, как этап эволюционного развития человека), поэтому, по-хайнлайну, роман можно отнести к фантастическому жанру.

Но, уважаемые читатели, если, приступая к чтению «Планету изгнания», вы с трепетом ожидаете погрузиться в любимую атмосферу, присущую фантастическим произведениям – полеты на звездолетах, технологии сродни волшебству, контакт с загадочным инопланетным разумом – вынужден вас огорчить: ничего подобного в тексте вы не обнаружите.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Джулиус Генри «Граучо» Маркс – американский актер комедийного жанра;

2. «Preface» to Tomorrow, the Stars», Роберт Хайнлайн, 1967 г.

3. Эльтанин, она же Гамма Дракона, – ярчайшая звезда в одноименном созвездии, находящаяся на расстоянии 154 световых года от Солнца

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!