Найти в Дзене

История становления и успеха самых известных в мире карьерных самосвалов БелАЗ

Карьерные самосвалы Белаз сегодня известны во всём мире. Но с чего же началась их история? А началась она в 1946 году, когда из Москвы спустили указание восстановить народное хозяйство Белорусской ССР. Москва дала указ построить два машиностроительных завода. Одному из них было суждено расположиться на железнодорожной станции Жодино. В приоритетных планах завода тогда был выпуск торфяного оборудования и о создании легендарного самосвала никто и помыслить не мог. Первой продукции жодинского завода были машины-кусторезы. Выпускались также прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины. Через 12 лет, в 1958 году, правительство СССР заговорило о строительстве большегрузных автомобилей, поскольку работать на больших карьерах малыми грузовиками становилось всё более невыгодно, в то время как экономика Союза развивалась семимильными шагами. Руководству весьма кстати вспомнилось, что на Минском автомобильном заводе есть специалисты высокой квалификации, уже и

Карьерные самосвалы Белаз сегодня известны во всём мире. Но с чего же началась их история?

А началась она в 1946 году, когда из Москвы спустили указание восстановить народное хозяйство Белорусской ССР. Москва дала указ построить два машиностроительных завода. Одному из них было суждено расположиться на железнодорожной станции Жодино.

В приоритетных планах завода тогда был выпуск торфяного оборудования и о создании легендарного самосвала никто и помыслить не мог. Первой продукции жодинского завода были машины-кусторезы. Выпускались также прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины.

Техника былых времен
Техника былых времен

Через 12 лет, в 1958 году, правительство СССР заговорило о строительстве большегрузных автомобилей, поскольку работать на больших карьерах малыми грузовиками становилось всё более невыгодно, в то время как экономика Союза развивалась семимильными шагами.

Руководству весьма кстати вспомнилось, что на Минском автомобильном заводе есть специалисты высокой квалификации, уже имеющие опыт работы со строительством большегрузных автомобилей.

Примером большегрузов того времени был двадцатипятитонный МАЗ-525. Этот трудяга уже вовсю работал на стройках Советского Союза и стал первым выпущенным по конвейерной линии завода в Жодино

В скорости руководство страны посчитало, что нужна еще более современная развитая техника и белорусские инженеры вновь засели за чертежи и проекты.

Человеком, предложившим своему отделу создать кардинально новую машину был главный конструктор Заля Львович Сироткин.

Под его руководством команда конструкторов с энтузиазмом приступила к чертежам и разработкам. Тогда, в Советском Союзе, под лозунгом "впереди планеты всей" заводской люд трудился днём и ночью, не обращай внимания на переработку и охрану труда. Чертежи создавали, исправляли, правили, как в цехах, так и дома.

Постепенно модель нового самосвала стала приобретать реальные очертания.

Грузоподъёмность новичка была уже 27 тонн. Модель, разработанная заводом с помощью художника-конструктора В. Кобылинского получила название БелАЗ-540, который сошёл с конвейера в 1961 году.

Белаз-540
Белаз-540

Тогда Белаз-540 своим ходом добирался до Москвы из Беларуси. Вёл его опытный водитель-инструктор, который торопился довести экспонат к сроку открытия Xll Съезда КПСС.

Машина сумела приехать вовремя без поломок и остановок в пути.

Именно этот первый белорусский самосвал 27-тонник в течение 2 месяцев являлся экспонатом при входе в Машиностроительный павильон ВДНХ, и был удостоен диплома l степени.

Белаз-540 оказался именно той машиной, которую ждали и на которую так рассчитывало руководство СССР. Самосвал стал незаменим при добыче твёрдых полезных ископаемых. Его отправляли на строительство крупных гидроэлектростанций в Узбекистан, Казахстан, Сибирь.

Сибирские карьеры
Сибирские карьеры

За 2 года было выпущено около одной тысячи 27-тонных самосвалов.

Проект оказался настолько успешным, что конструкторы задумались о выпуске более усовершенствованных моделей, уже не сомневаясь в своих силах.

Следующим грузовиком, созданным на заводе Жодино, стал сорокатонный БелАЗ-548.

Его серийное производство стартовало в 1965 году.

БелАЗ-548 неоднократно выставлялся в немецком Лейпциге и болгарском Пловдиве. Тогда иностранная публика и специалисты были потрясены мастерством белорусских инженеров-машиностроителей. В Германии Белаз-548 стал золотым медалистом в области машиностроения.

А в 1967 году с конвейера в Жодино сходит очередной опытный образец, уже восьмидесятитонный БелАЗ-549.

Тогда этот самосвал называли не иначе как "шедевром конструкторского мастерства", но, как оказалось, и он не стал пределом совершенства.

На базе БелАЗ-549 конструктор-инженер Сироткин О.С. создаёт автопоезд, грузоподъёмность которого доходит до 120 тонн. Он считал, что "на службе у большой страны должны стоять большие машины".

К семидесятым годам белорусские карьерные самосвалы прочно заняли половину мирового рынка. Тогда во всём мире работало всего семь предприятий, выпускающих подобные машины.

В ноябре 1977 года, к 60-летию Октябрьской Социалистической Революции, был представлен новый БелАЗ-7519 грузоподъёмностью в 110 тонн.

А в 1979, в канун 35 годовщины освобождения города-героя Минска от немецко-фашистских захватчиков, был построен самосвал-гигант БелАЗ-7521 грузоподъёмностью 180 тонн.

Также в конце семидесятых годов заводом были освоены специализированные аэродромные тягачи для буксировки летательных аппаратов.

В 1986 году завод выпускал до шести тысяч единиц карьерной и грузовой техники в год.

А в 1990 году БелАЗ представил самый большой за всю историю предприятия самосвал БелАЗ-751 грузоподъёмностью в 280 тонн.

Наши дни
Наши дни

Через двадцать лет, в 2013 году белорусский автомобильный завод представил самый большой в мире самосвал БелАЗ-75710, подъёмность которого составляет 450 тонн, а общая масса нового большегруза 810 тонн, максимальная скорость его 64 км /ч. Только представьте подобное на своём пути!

В 2018 году БелАЗ произвёл 802 карьерных самосвала и это стало рекордом за всю историю предприятия.

Сегодня состав холдинга БелАЗ-холдинг включает в себя такие предприятия как ОАО "Кузлитмаш", Могилёвский вагоностроительный завод, Могилёвский автомобильный завод, Стародороженский механический завод.

Основным конкурентом БелАЗа считается американская компания Caterpillar. Но даже она не может соревноваться с БелАЗом, который за всю свою историю выпустил более 130.000 единиц карьерной техники.

Прошло уже более 60 лет после выпуска первого карьерного самосвала. БелАЗ по-прежнему занимает лидирующее место в мире и является самым известным брендом своей страны.

Предприятие БелАЗ сотрудничает со многими странами на разных континентах и развивается по сей день.

Сегодня белорусский автомобильный завод производит не только карьерные самосвалы. На предприятии выпускается производственная техника для работы в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры погрузчики, аэродромные тягачи.

Техника белорусского завода работает в 50 государствам. Основным партнером БелАЗ является Российская Федерация.

На заводе трудится более 11.000 специалистов разного профиля. Об их особых условиях труда я расскажу позже и это очень интересно знать!

К сожалению, с июня 2021 года автомобильный завод БелАЗ внесён в чёрный список ЕС и находится под санкциями США, Канады, Швейцарии, Исландии, Норвегии и ряда других стран.