Еще давным-давно я слышала, что в Москве есть подводная лодка, которая ныне функционирует в качестве музея. Никак не могла до нее добраться, так как находится это место на противоположном конце Москвы от моих Люберец. Но, как это обычно у меня и бывает, любопытство все-таки переселило лень. В парк "Северное Тушино" (ближайшее метро Сходненская), я приехала и оказалось, что там много всего интересного. Но подлодка, конечно, самый запоминающийся и потрясающий экспонат.
Рассказываю подробнее про посещение подлодки и чем еще можно заняться в парке "Северное Тушино".
Прогулка по набережной
На противоположном берегу от Северного речного вокзала находится парк "Северное Тушино". Это отличное место для неспешной прогулки в хорошую погоду. Только посмотрите, какой красивый вид на Северный речной вокзал отсюда открывается!
На набережной, прямо в воде находятся несколько любопытных судов. Это, например, уникальный транспортно-десантный экраноплан "Орленок", принятый на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. Экраноплан мог, отрываясь от поверхности воды, переходить в самолетный режим и подниматься на высоту до 3000 метров.
А это десантно-штурмовой катер на воздушной подушке проекта "Скат", предназначен он был для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Рассчитан на перевозку 40 человек.
Также прямо на набережной находятся различные части морских судов. Это, например, аварийный буй. Он предназначен для определения местонахождения аварийной подлодки.
Самый знаменитый экспонат, который всех в первую очередь привлекает в парк "Северное Тушино", - это, конечно, дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец". Черная субмарина с белой полосой ватерлинии по периметру и кружками торпедных отсеков по носу словно сошла с экрана голливудских блокбастеров о советских подлодках.
Что можно увидеть внутри подлодки, сколько стоит билет
"Новосибирский комсомолец" был построен в 1980 году в Нижнем Новгороде. С 1981 года субмарина проходила службу в Северном флоте, а списана из состава ВМФ была в 1998 году. Ее выкупили московские власти, переоборудовав под музей.
Заход в подлодку сейчас очень удобный - через дверь, а не круглый люк, как было в оригинале.
Также между отсеками субмарины сейчас проделаны дверные проемы. Только в одном из отсеков оставили оригинальный круглый люк. Кто хочет, может пройти через него, а кто - нет, через дверь. Я выбрала первый вариант, хоть для этого и пришлось согнуться в 3 погибели:)
Можно посетить подлодку самостоятельно за 300 рублей или в составе экскурсии (билет в этом случае будет всего на 100 рублей дороже). Если вы решите прийти с экскурсией, билет стоит заранее купить на сайте парка "Северное Тушино". Я выбрала экскурсию и ничуть не пожалела. Экскурсию по подлодке очень интересно вел морской офицер в отставке, который знал обо всех нюансах из личного опыта, а не книг или чужих рассказов.
90-метровый корабль состоит из семи отсеков и 3 палуб. В первом отсеке корабля находились громадные восьмиметровые торпеды, весом более двух тонн. С учетом боевого заряда, каждая из таких торпед могла потопить вражеский корабль.
Гораздо интереснее внутреннего технического оснащения подлодки мне, как гуманитарию, было ознакомиться с внутренним бытом моряков-поводников. Это самое большое из личных помещений на судне - каюта командира.
А так выглядела кают-компания, общее место для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле. Досуг в плавании был прост - шахматы, книги, прослушивание музыки на виниловых пластинках. Раз в неделю устанавливали кинопроектор "Украина", вывешивали простыню и крутили на ней советские фильмы.
Двухместные каюты для офицерского состава напомнили мне полки в поезде.
Эта каюта, крошечная, как и остальные, использовалась как медицинский отсек. Если присмотреться, можно увидеть различные лекарства, врачебные инструменты.
А это уже третий центральный отсек, являющийся главным командным пунктом и центром управления судном. Отсюда, в том числе, осуществляется руководство торпедной стрельбой и борьбой за живучесть подлодки при пожаре.
Вообще аутентичный "Новосибирский комсомолец" прекрасно передает ощущение тесноты и тягот службы подводников-моряков. Личного пространства для подводников практически никакого. Ни в жилых, ни в рабочих помещениях. Рубка радиосвязи, например, размером напоминает кладовку.
То же самое можно сказать и о штурманской рубке.
Особенно интересно было мне увидеть камбуз (кухню на судне). Питались подводники по 4 раза в сутки. И у командира, и у матросов порции были одинаковыми. Подводникам выдавали по 20 граммов шоколада в сутки (чаще всего горького). Чтобы избежать авитаминоза, в каждый поход обязательно брали огромное количество фруктов, овощей и ягод. Каждый день подводники пили консервированные компоты.
Нередко, для нормализации гемоглобина и восполнения витамина D, им давали бутерброды с красной икрой или с паштетом из печени трески.
Можно сказать, что на подлодке "Новосибирский комсомолец" был сухой закон. Опреснителя воды здесь не было. Умываться, чистить зубы и мыться приходилось морской забортной водой.
Но вернемся к техническому оснащению подлодки. Предпоследний шестой отсек - электромоторный. Здесь находились 3 главных гребных электродвигателя. Их суммарная мощность была практически вдвое больше, чем у пассажирских речных теплоходов.
Заключительный седьмой отсек - жилой. Сейчас здесь 9 коек, а когда подлодка служила - было 12. Матросы здесь не только спали, но и питались, прямо на раскладном столе и лавках. В этом отсеке также находились запасной командный пункт и станция пожаротушения.
Музей ВМФ
Также на территории парка "Северное Тушино" находится небольшое, современное здание, в котором Музей ВМФ. Экспозиция разочаровала, не советую тратить время и деньги. Здесь представлены макеты подводных лодок, форма морских офицеров разных эпох, различное морское оборудование.
По-настоящему интересных экспонатов для меня было штук 5, а остальное уже где-то видела. Плюс, я еще избалована потрясающим Музеем военно-морской славы в Кронштадте. В сравнении с ним, скромный Музей ВМФ в Москве выглядит как бедный родственник на фоне дяди-олигарха:)
Изо всех экспонатов, которые представлены в Музее ВМФ, более всего меня впечатлили подлинные предметы с затонувшей атомной подлодки "Курск". Здесь можно увидеть фрагменты ее корпусов, личную книжку матроса, спасательный жилет, боевые номера и памятный знак.
Посещение музея ВМФ стоит 300 рублей.
Мне очень понравилась экскурсия на подлодку "Новосибирский комсомолец". Искренне рекомендую посетить ее всем, тем более стоит это очень даже бюджетно, особенно в сравнении с тем, сколько новых эмоций и впечатлений получаешь. До этого я была только в одном музее-подлодке в Калининграде, и "Новосибирский комсомолец" в Москве показался мне в разы интереснее. Кто также был здесь? Делитесь впечатлениями в комментариях!