Найти в Дзене

Единственная подлодка-музей в Москве, посетить которую может любой желающий

Оглавление

Еще давным-давно я слышала, что в Москве есть подводная лодка, которая ныне функционирует в качестве музея. Никак не могла до нее добраться, так как находится это место на противоположном конце Москвы от моих Люберец. Но, как это обычно у меня и бывает, любопытство все-таки переселило лень. В парк "Северное Тушино" (ближайшее метро Сходненская), я приехала и оказалось, что там много всего интересного. Но подлодка, конечно, самый запоминающийся и потрясающий экспонат.

Рассказываю подробнее про посещение подлодки и чем еще можно заняться в парке "Северное Тушино".

Прогулка по набережной

На противоположном берегу от Северного речного вокзала находится парк "Северное Тушино". Это отличное место для неспешной прогулки в хорошую погоду. Только посмотрите, какой красивый вид на Северный речной вокзал отсюда открывается!

На набережной, прямо в воде находятся несколько любопытных судов. Это, например, уникальный транспортно-десантный экраноплан "Орленок", принятый на вооружение ВМФ СССР в 1979 году. Экраноплан мог, отрываясь от поверхности воды, переходить в самолетный режим и подниматься на высоту до 3000 метров.

-2

А это десантно-штурмовой катер на воздушной подушке проекта "Скат", предназначен он был для высадки морского десанта на необорудованное побережье. Рассчитан на перевозку 40 человек.

-3

Также прямо на набережной находятся различные части морских судов. Это, например, аварийный буй. Он предназначен для определения местонахождения аварийной подлодки.

-4

Самый знаменитый экспонат, который всех в первую очередь привлекает в парк "Северное Тушино", - это, конечно, дизельная подводная лодка Б-396 "Новосибирский комсомолец". Черная субмарина с белой полосой ватерлинии по периметру и кружками торпедных отсеков по носу словно сошла с экрана голливудских блокбастеров о советских подлодках.

-5

Что можно увидеть внутри подлодки, сколько стоит билет

"Новосибирский комсомолец" был построен в 1980 году в Нижнем Новгороде. С 1981 года субмарина проходила службу в Северном флоте, а списана из состава ВМФ была в 1998 году. Ее выкупили московские власти, переоборудовав под музей.

-6

Заход в подлодку сейчас очень удобный - через дверь, а не круглый люк, как было в оригинале.

-7

Также между отсеками субмарины сейчас проделаны дверные проемы. Только в одном из отсеков оставили оригинальный круглый люк. Кто хочет, может пройти через него, а кто - нет, через дверь. Я выбрала первый вариант, хоть для этого и пришлось согнуться в 3 погибели:)

-8

Можно посетить подлодку самостоятельно за 300 рублей или в составе экскурсии (билет в этом случае будет всего на 100 рублей дороже). Если вы решите прийти с экскурсией, билет стоит заранее купить на сайте парка "Северное Тушино". Я выбрала экскурсию и ничуть не пожалела. Экскурсию по подлодке очень интересно вел морской офицер в отставке, который знал обо всех нюансах из личного опыта, а не книг или чужих рассказов.

Один из отсеков подлодки
Один из отсеков подлодки

90-метровый корабль состоит из семи отсеков и 3 палуб. В первом отсеке корабля находились громадные восьмиметровые торпеды, весом более двух тонн. С учетом боевого заряда, каждая из таких торпед могла потопить вражеский корабль.

-10

Гораздо интереснее внутреннего технического оснащения подлодки мне, как гуманитарию, было ознакомиться с внутренним бытом моряков-поводников. Это самое большое из личных помещений на судне - каюта командира.

-11

А так выглядела кают-компания, общее место для обеда, совместного отдыха или офицерского собрания на корабле. Досуг в плавании был прост - шахматы, книги, прослушивание музыки на виниловых пластинках. Раз в неделю устанавливали кинопроектор "Украина", вывешивали простыню и крутили на ней советские фильмы.

-12

Двухместные каюты для офицерского состава напомнили мне полки в поезде.

-13

Эта каюта, крошечная, как и остальные, использовалась как медицинский отсек. Если присмотреться, можно увидеть различные лекарства, врачебные инструменты.

-14

А это уже третий центральный отсек, являющийся главным командным пунктом и центром управления судном. Отсюда, в том числе, осуществляется руководство торпедной стрельбой и борьбой за живучесть подлодки при пожаре.

-15

Вообще аутентичный "Новосибирский комсомолец" прекрасно передает ощущение тесноты и тягот службы подводников-моряков. Личного пространства для подводников практически никакого. Ни в жилых, ни в рабочих помещениях. Рубка радиосвязи, например, размером напоминает кладовку.

-16

То же самое можно сказать и о штурманской рубке.

-17

Особенно интересно было мне увидеть камбуз (кухню на судне). Питались подводники по 4 раза в сутки. И у командира, и у матросов порции были одинаковыми. Подводникам выдавали по 20 граммов шоколада в сутки (чаще всего горького). Чтобы избежать авитаминоза, в каждый поход обязательно брали огромное количество фруктов, овощей и ягод. Каждый день подводники пили консервированные компоты.

-18

Нередко, для нормализации гемоглобина и восполнения витамина D, им давали бутерброды с красной икрой или с паштетом из печени трески.

-19

Можно сказать, что на подлодке "Новосибирский комсомолец" был сухой закон. Опреснителя воды здесь не было. Умываться, чистить зубы и мыться приходилось морской забортной водой.

-20

Но вернемся к техническому оснащению подлодки. Предпоследний шестой отсек - электромоторный. Здесь находились 3 главных гребных электродвигателя. Их суммарная мощность была практически вдвое больше, чем у пассажирских речных теплоходов.

-21

Заключительный седьмой отсек - жилой. Сейчас здесь 9 коек, а когда подлодка служила - было 12. Матросы здесь не только спали, но и питались, прямо на раскладном столе и лавках. В этом отсеке также находились запасной командный пункт и станция пожаротушения.

-22

Музей ВМФ

Также на территории парка "Северное Тушино" находится небольшое, современное здание, в котором Музей ВМФ. Экспозиция разочаровала, не советую тратить время и деньги. Здесь представлены макеты подводных лодок, форма морских офицеров разных эпох, различное морское оборудование.

Первая отечественная подлодка, построенная обычным крестьянином во времена царствования Петра I
Первая отечественная подлодка, построенная обычным крестьянином во времена царствования Петра I

По-настоящему интересных экспонатов для меня было штук 5, а остальное уже где-то видела. Плюс, я еще избалована потрясающим Музеем военно-морской славы в Кронштадте. В сравнении с ним, скромный Музей ВМФ в Москве выглядит как бедный родственник на фоне дяди-олигарха:)

Спасательное сооружение подводника
Спасательное сооружение подводника

Изо всех экспонатов, которые представлены в Музее ВМФ, более всего меня впечатлили подлинные предметы с затонувшей атомной подлодки "Курск". Здесь можно увидеть фрагменты ее корпусов, личную книжку матроса, спасательный жилет, боевые номера и памятный знак.

-25

Посещение музея ВМФ стоит 300 рублей.

Мне очень понравилась экскурсия на подлодку "Новосибирский комсомолец". Искренне рекомендую посетить ее всем, тем более стоит это очень даже бюджетно, особенно в сравнении с тем, сколько новых эмоций и впечатлений получаешь. До этого я была только в одном музее-подлодке в Калининграде, и "Новосибирский комсомолец" в Москве показался мне в разы интереснее. Кто также был здесь? Делитесь впечатлениями в комментариях!