Найти тему

Константин Крыжицкий - невероятный талант и трагическая случайность

Творческое наследие этого художника хранится в Третьяковской галерее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств и Русском музее. Он был невероятным живописцем-пейзажистом и мастером от Бога. Художник прожил яркую творческую жизнь - ежегодные академические выставки, около 400 удивительных лирических пейзажей, педагогическая деятельность...

Константин Крыжицкий поддерживал реализм русского пейзажа, работал масляными красками, акварелью, карандашом, черпая вдохновение из природы Киевской губернии, пригородах Петербурга.

Но, в его жизни случилась трагедия, которую мастер не мог пережить...

Константин Крыжицкий - художник-пейзажист
Константин Крыжицкий - художник-пейзажист

Константин родился 17 мая 1858 года в Киеве. Семья - купеческая, громадный родительский особняк на Владимирской горке. С самого раннего детства мальчик ни в чем не нуждался. Возможно, что детские впечатления и мальчишеские радости отразились в его знаменитых пейзажах, которые были наполнены светом и воздухом. Константин рисовать начал очень рано, но в художественную школу Н. И. Мурашко поступил после реального училища. Отец хотел видеть своего сына купцом, однако препятствовать не стал, считая, что увлечение временное - поболит да пройдет.

Н. И. Мурашко знали как талантливого пейзажиста и отличного педагога. Ученики его курса часто писали с натуры. Практически все летние дни они проводили в живописных городских окрестностях, впитывая и пропуская через себя невероятную красоту, стараясь запечатлеть ее на своих холстах.

А уже в 1877 году Константин Крыжицкий становится студентом Императорской Академии художеств. Он попадает на обучение к профессору барону М. К. Клодту, который был одним из первых художников, объединивший жанровую картинку и эпический пейзаж.

Уже в годы обучения в Академии было понятно, что из Константина Крыжицкого получится талантливый художник-пейзажист. Он считался лучшим из студентов. Крыжицкий восхищался творчеством А. И. Куинджи и стал горячим его поклонником. Это и послужило причиной разногласия с профессорами, которые придерживались строго академических рамок. Все новое им казалось бунтарским и опасным. Однако Крыжицкий и Куинджи подружились настолько, что понимали друг друга без слов. Они были на одной волне, в одной перспективе...могли видеть то, что другим не дано - ночную мглу и свет сквозь грозовую тучу... Конфликт разрешился благополучно и Константин за выпускную картину "Дубы" получил малую золотую медаль и звание классного художника I степени.

Константин Крыжицкий, Дубы
Константин Крыжицкий, Дубы

...Большую золотую медаль я не получил по настоянию В. Д. Орловского, который пять лет спустя, когда я стал в 1889 году академиком, самолично мне в этом сознался, что не мешало и не мешает мне и теперь оставаться с Владимиром Дональтовичем в самых сердечных отношениях. К. Крыжицкий

В выпускной картине уже совсем четко прослеживается стиль художника - высокий технический уровень и невероятное умение передать свет, воздух и общее настроение.

Его полотна очень эмоциональны, в них есть своя изюминка, неповторимость...они летящие, светлые...словно крылатые птицы... И пейзаж кажется совсем осенним или вечерним, но художник будто вкладывает мысль о близком солнце...и мгла уступает дорогу свету, отступая шаг за шагом...

Пройдет совсем немного времени и художник Крыжицкий станет членом Академии художеств. Его прекрасные, удивительные и очень душевные работы с большим успехом выставлялись на Всемирной выставке в Париже, Международной - в Мюнхене.

Пейзажи Константина были настолько талантливы, что российский император Александр III приобретал их для своего дворца.

Интересно то, что природа юга художника совершенно не привлекала. Притягивали его поля и перелески, опушки и леса, волны Балтики и норвежские скалы...застывшая красота под холодным солнцем.

К. Крыжицкий Лес зимой, 1906 год
К. Крыжицкий Лес зимой, 1906 год
-5

Зимняя сказка - свежесть, тишина, и строгий покой...пушистый снег...хочется протянуть руку в варежке и стряхнуть его с ветки, почувствовав, как оседает он на щеках и ресницах, тает от тепла, превращаясь в слезы зимы... Строгая красота, изящная в мгновеньях своих...Как легко художник может передать ощущения, видения и мысли...

Удивительная и невероятная ода наступившему лету, новому дню, надеждам и вере... монастырские стены, отражающиеся в реке, сияние куполов, протоптанные дорожки верующими да паломниками...прислушайтесь...это же колокольные звон разливается... Каким же был человеком Константин Крыжицкий, что мог сохранить и передать через свою работу чувства, внутреннюю радость и столько тепла...?

К. Крыжицкий, Звенигород, 1895
К. Крыжицкий, Звенигород, 1895

Константин Яковлевич был человеком очень душевным, открытым и невероятно светлым. Его мастерская и дом были распахнуты для гостей и друзей всегда. Он славился своим гостеприимством. Крыжицкого ценили, как талантливого педагога, многочисленные ученики вспоминали о нем с большим уважением и теплом. Константин Яковлевич не философствовал, а учил на своем личном примере - трудолюбию, внимательности и терпению.

А в это время мир художников трещал по швам - новые и смелые взгляды на жизнь, искусство. Реализм, модернизм, передвижники, академическая живопись - бунтари и революционеры. Все это выливалось во внутреннюю борьбу с теми, кто не разделял определенных мнений, течений и направлений. Константин Крыжицкий начинает издавать журнал "Художник", стараясь примирить враждующих и напомнить, что главное для художника - это искусство. Только издательство с треском провалилось. Тогда художник стал одним из основателей Общества имени А. И. Куинджи. Здесь не обращали внимание на направления и стили, но лишь на поддержку, помощь в творчестве и обычных житейских вопросах. Константин Яковлевич был глубоко убежден в том, что художники имеют полное право по-разному видеть мир, это не должно быть в противостоянии. А сейчас мы говорим, что "так видит художник" и относимся к этому очень легко.

Беда уже стучалась в ворота, а Константин Яковлевич дописывал свою последнюю работу "Повеяло весною"...и кто бы мог подумать, что именно она станет роковой. Художник вдумчиво и неспешно накладывал мазок за мазком, закладывая тени, прописывая рыхлость и отблески снега...величественные деревья, как заснувшие сторожа лесные...но уже чувствуется легкая поступь весны, внутренняя радость и ликование...

К. Крыжицкий "Повеяло весною", 1910
К. Крыжицкий "Повеяло весною", 1910

Мастер отправляет картину на художественную выставку в Лондон. Была осень 1910 года. Публика и критики были в восторге. Один из ведущих лондонских музеев предложил выкупить работу. Только Константину Яковлевичу очень уж хотелось показать свою картину в России, в Академии художеств.

Не прошло и нескольких дней, как в прессе появилась заметка некого художника Фомы Райляна. Он обвинял Крыжицкого в плагиате. Дескать, срисовал Крыжицкий у художника Якова Бровара. Да не только сказал, но и фото представил. Следующим обвинением стала уже статья критика Н. Кравченко, суть которой сводилась к воровству идеи. Желтая пресса...каждый старался уколоть побольнее...грязные пересуды и споры не утихали. Художника Крыжицкого уже никто не слушал, важен же сам процесс - посудачить...это привело к разбирательствам...

5 апреля 1911 года газета "Русское слово" сообщала о самоубийстве художника К. Я. Крыжицкого.

Нервы не выдерживают. Сознаю свою правоту, но не чувствую в себе сил бороться. Быть может, третейский суд и доказал бы мою правоту, но не хватает ни сил, ни желания выяснить правду. Я написал по фотографии и ни у кого не похитил! Но этот суд, этот переспрос... предстать перед Райляном и подобными ему – более не могу! Я уже без сознания и сил!.. Простите все, прощайте все, все... дорогие, хорошие... Был ваш и ухожу с мукой о вас... Убийцам моим да простит Господь! Прощай, Россия, родная природа, всё и все, кого любил... Райлян судит Крыжицкого! (из предсмертной записки К. Я. Крыжицкого)

Несколько лет назад Евгений Вишняков сделал очень удачный снимок и опубликовал его в одном из журналов. Надо же такому случиться, что он попался на глаза двум художникам, которые использовали его как вдохновение в написании своих картин. История с фотографией была обнародована еще при жизни Константина Крыжицкого. И понятно было то, что картины получились совсем разные...только была в этом громком деле маленькая особенность - писали художники с натуры...использовать фотографию было не принято...

Похоронен художник Константин Яковлевич Крыжицкий на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга.

Невыносимо жаль, что безликая толпа может легко и непринужденно, не задумываясь, убить такой талант... Этот художник невероятно тонко чувствовал красоту природы, пропуская их через тонкие струны своей души... Сколько бы он мог еще написать, создать, оставить потомкам... Его работы - уникальное и неповторимое проявление внутреннего вдохновения. Они ведут с нами свои разговоры, дышат, излучая свет и тепло...

И пусть хорошего, светлого станет в мире чуть-чуть побольше, объятья - крепче, а души - чище...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))