Найти тему
Знание

Что не рассказывают о условных рефлексах в школе?

Приветствую вас на моем канале. Меня зовут Дмитрий.

Павлов в лаборатории
Павлов в лаборатории

Со школьного курса биологии всем хорошо известна картинка, с помощью которой объясняли принцип образования условных рефлексов. На этом изображении мы видим образование одной временной функциональной связи в мозге собаки. Эта связь формируется между двумя центрами - зрительным и пищевым.

Напомню вкратце опыт Павлова, который иллюстрирует эта картинка. Во время кормления активируется пищевой центр коры головного мозга. При включении лампочки активируется зрительный центр коры головного мозга. Перед кормлением собаки перед ней включают лампочку. Так происходит много раз. После многократного повторения этой процедуры собака понимает что включение лампочки предшествует кормлению. На физиологическом уровне этот процесс осознания осуществляется благодаря образованию временной функциональной связи между зрительным и пищевым центрами коры мозга. Школьный рисунок иллюстрирует именно это.

Школьное объяснение условного рефлекса
Школьное объяснение условного рефлекса

Но в реальности мозг состоит из двух полушарий, в каждом из которых есть зрительный и пищевой центр. Следует отметить, что полушария имеют связи, которые соединяют симметричные участки обоих полушарий. Межполушарные связи формируют мозолистое тело мозга. То есть, пищевой центр одного полушария связан с пищевым центром другого полушария и наоборот. Точно так же связаны между собой зрительные, мышечные, слуховые и др. зоны обоих полушарий. А вот разные зоны в пределах одного полушария связаны между собой. Так, например, зрительный центр имеет связи с мышечным, пищевым и некоторыми другими центрами того же полушария.

В каждом полушарии есть зрительный и пищевой центр. Следовательно, возможно образование двух временных функциональных связей - по одному в каждом полушарии.

Уважаемые читатели, приглашаю вас в мои группы в vk и живом журнале.