Аварии строительных конструкций зданий и сооружений наносят значительный экономический ущерб и часто сопровождаются гибелью и ранением людей. Происходят аварии строительных конструкций обычно из-за совокупности причин: ошибок при проектировании, низкого качества материалов, используемых для несущих конструкций, нарушении технологии изготовления и монтажа строительных конструкций, несоблюдения правил эксплуатации зданий и сооружений, несвоевременное проведение ремонтных мероприятий.
Аварии строительных конструкций обычно происходят из-за совокупности причин, таких как ошибки в проектировании, низкое качество материалов, нарушение технологий изготовления и монтажа, несоблюдение правил эксплуатации зданий и сооружений. Аварийные ситуации развиваются постепенно, и можно наблюдать ряд признаков, указывающих на приближение катастрофы. Если своевременно заметить эти признаки, то можно принять профилактические меры, например, эвакуировать людей, разгрузить аварийную конструкцию или установить временные крепления. Поэтому важно, чтобы инженерно-технический персонал строительных и эксплуатационных организаций своевременно выявлял признаки аварийного состояния конструкций и инициировал работы по обследованию.
Аварийное техническое состояние конструкций регламентируется ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Аварийное состояние: Категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, включая состояние грунтов основания, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта.
Авария строительных конструкций может произойти из-за наличия в них скрытых дефектов, в результате хрупкой работы конструкции, когда разрушение происходит без предварительных сильных деформаций. В этом случае установить факт наличия аварийного состояния конструкции крайне затруднительно.
Однако в большинстве случаев аварии конструкции предшествуют появление ряда признаков: развитие больших деформаций, появление и раскрытие трещин, обнажение и коррозия рабочей арматуры и др. видимые признаки аварийного состояния. Наряду с визуальным и визуально-инструментальным обследованием для установления аварийности конструкции обычно производят поверочные расчеты конструкции. При поверочных расчетах об аварийном состоянии конструкции судят по степени превышения расчетной нагрузки значения расчетной несущей способности конструкции с учетом выявленных в ней дефектов.
В существующих нормах проектирования принято следующее положение если какое-либо сечение конструкции достигло первой группы предельных состояний, то это предельное состояние наступает и во всей конструкции. В отношении аварийного состояния это справедливо для статически определяемых систем. В статически неопределимых системах достижение в каком-либо одном сечении предельного состояния обычно не связано с обрушением конструкции. Это также должно быть учтено при решении вопроса о признании состояния конструкции аварийным. Анализ результатов обследования и поверочных расчетов позволяет дать достоверный ответ на вопрос, является ли состояние конструкции аварийным.
При этом можно встретить следующие случаи:
1. Обследование конструкций выявляет признаки, по которым можно судить, что конструкция находится в аварийном состоянии. То же подтверждают и поверочные расчеты.
2. Обследование выявляет признаки аварийного состояния конструкции, но поверочные расчеты это не подтверждают.
3. Результаты поверочных расчетов говорят о наличии аварийного состояния конструкции, а обследование признаков такого состояния не обнаруживает.
В первом случае, бесспорно, следует считать, что имеет место аварийное состояние конструкции. Во втором случае следует проанализировать поверочные расчеты, а именно: учтено ли при их выполнении влияние выявленных дефектов строительных конструкций, правильно ли принята расчетная схема. Если при поверочных расчетах ошибок не сделано, то не имеется достаточных оснований считать состояние конструкций аварийным. В зависимости от вида конструкции и выявленных дефектов в ряде случаев можно признать такое состояние конструкций предаварийным. В третьемслучае нужно еще раз обследовать конструкцию и, если при этом не будет выявлено признаков аварийности, то не появится и оснований для утверждения об аварийном состоянии конструкции. Очень часто встречаются случаи, когда разрушающая нагрузка значительно превосходит несущую способность конструкции, подсчитанную по действующим нормам за счет запасов, заложенных в коэффициентах по нагрузке, материалу и т.д. В любом из этих случаев для соблюдения требования действующих норм требуется выполнить замену либо усиление конструкций, в противном случае не будет обеспечена требуемая надежность и безопасность конструкций.
Таким образом, выявление признаков аварийности конструкций на ранней стадии и своевременное выполнение обследование позволяет избежать как человеческих жертв, так и больших материальных разрушений. При этом стоимость усиления (армирования) конструкций композитами (например углеродным волокном (лентами ReCarbo Tape 530/300, сетками или ламелями ReCarbo Lamel) либо выполнения других мероприятий, исключающих аварии, существенно ниже стоимости устранения последствий таких аварий.
Купить углеродные ленты или ламели вы можете в нашем магазине.