Найти в Дзене

Выбрал малую родину: сибиряк рассказал, как управляет хозяйством 32 года

Оглавление

Руководитель сельхозпредприятия Доволенского района Александр Головчун продолжил семейную династию. Техникой заинтересовался с детства. Прошёл путь от инженера до руководителя. Горсайту рассказал, как удалось сохранить хозяйство в лихие 90-ые.

Ольга Левина / Горсайт
Ольга Левина / Горсайт

Александр Головчун из Доволенского района Новосибирской области блестяще окончил Новосибирский аграрный институт и Московскую академию управления и 42 года отработал в сельском хозяйстве родного села. Отклонил множество заманчивых предложений и остался верен малой родине и родному предприятию, в котором прошёл путь от инженера до руководителя. В День работника сельского хозяйства поделился воспоминаниями, как бывший сильнейший в районе совхоз «Ильинский» пережил 90-ые и «нулевые».

-2

Со школы хотел быть инженером

Основательные и степенные предки Александра Головчуна переехали в Доволенский район по Столыпинской реформе. Его прадед привёз с Украины в Сибирь свою большую семью, в которой воспитывались семеро сыновей и две дочери. Один из них, Афанасий, как и большинство его родных, прочно осел в селе Ильинка, с супругой вырастили четырёх дочерей и младшего сына Петра – отца Александра Головчуна. Мужчина здесь же вырос, женился и 47 лет отработал механизатором и комбайнером в колхозе, а позже в совхозе «Ильинский». Александр характером был похож на отца – основательный, степенный, вдумчивый. Мальчишкой катался с отцом на тракторе, комбайне, а в подростковом возрасте помогал до ночи молотить урожай в поле, пахать на тракторе или ремонтировать сельхозтехнику. В 14-15 лет, после 8 класса, как все сверстники, работал в местном хозяйстве, чаще подростки помогали на покосе.

С детства был целеустремлённым, если что-то решил, то отговаривать было бесполезно. К примеру, в 6 лет сказал, что хочет в первый класс, как его друзья-семилетки, настоял на своём. Директор школы отказал, но бабушка Александра договорилась, надеясь, что надоест ребёнку, сам бросит.

Учёба педантичному Саше Головчуну понравилась. В свободное время играл в волейбол, зимой катался на лыжах. Только никак не давалось серьёзному мальчику творчество, не интересовало: не пел и не танцевал с одноклассниками на школьных вечерах и праздниках. Зато с любопытством выжигал по дереву, собирал модели планеров.

«У нас директор преподавал историю и обществоведение. Он всегда говорил, мол, «у тебя к этому наклонности», что мне нужно поступать на исторический факультет. Но уже тогда я хотел быть инженером», – рассказал Горсайту Александр Головчун.
-3

Гений машиноведения

Сложились все слагаемые: отец-механизатор и сосед Виталий Угненко, который был чуть старше Александра Головчуна и к этому времени окончил мехфак аграрного института, повлияли на парня. Сыграл и его интерес к технике.

«Мы дружили. Виталий Лукьянович всегда для меня был авторитетом. Таких людей, как он, больше нет. Уже тогда я о техники много знал. В школе у нас было машиноведение. С аттестатом мы получали права тракториста, причём и девчата, и ребята. Я настолько этот предмет любил и знал хорошо, что наш преподаватель Владимир Иванович Гензе, мог отлучиться, поручив мне рассказать про какой-нибудь узел на тракторе. С этим я легко справлялся. Позже был освобождён от экзамена с отметкой «отлично»», – поделился сибиряк воспоминаниями.

Уже тогда Александр Головчун понимал, что техника – это его дело и его будущая профессия.

«Я до сих пор себя больше считаю не руководителем-управленцем, а инженером. Мне это нравится. Поломка в поле – вникаю, смотрю, подсказываю», – уточнил руководитель хозяйства «Ильинское».
-4

Младший, но лучший студент

После школы Александр Головчун рассматривал только один вариант – поступать в сельхозинститут. Вступительные экзамены сдал легко, выбрал именно мехфак. К слову, аграрный вуз в то время был престижный, конкурс на это направление – высокий. Педантичный студент писал курсовые работы, проекты, с лёгкостью сдавал экзамены. Практику проходил на Новосибирском инструментальном заводе, на тракторном – в Павлодаре. Работа на поточной линии на сборке ходовой части трактора «ДТ-75» не впечатлила интересующегося техникой студента. На третьем и четвёртом курсах – трудился в хозяйствах Ордынского и Венгеровского района.

«Работали на тракторах, обрабатывали землю. В своём студенческом отряде из 13 человек был самым молодым. В Венгерово работали на гусеничных тракторах ДТ-75, и был один советский колёсный К-700 «Кировец», который доверили только мне. Думаю, видели мою тягу к технике и способности. Конечно, я этим гордился», – припомнил Александр Головчун.

Студенту-выпускнику из села Ильинка, которому легко давались предметы инженерного направления, были открыты все двери, но он твёрдо решил, что после защиты дипломной работы вернётся в родной район.

-5

«Принят главным инженером…»

Александр Головчун с гордостью говорит, что в трудовой книжке у него одна запись: «Принят главным инженером в совхоз «Ильинский». Это был 1981 год. На протяжении более 40 лет трудовой деятельности отметал все заманчивые предложения о работе на крупных сельхозпредприятиях Новосибирской области и даже на руководящих должностях администраций районов.

«Остаться верным малой родине и сельскому хозяйству», – уточнил он.

Вспомнил, что в сентябре приехал в Доволенский район. В то время распределением специалистов занимался начальник сельхозуправления, тогда эту должность занимал опытный администратор, его земляк Иван Осипович Корнеенко.

«Говорит: «У тебя навыков и опыта нет, но там главный инженер слабоват, как специалист ничему не научит. Поэтому ты будешь главным инженером в совхозе «Ильинском»». Вот так меня назначили, наверное, правильно поступил Иван Осипович, он был человеком мудрым. Ведь коллектив совхоза большой – 440 человек, техники много», – поделился воспоминаниями 40-летней давности Александр Головчун.

Ему предстояло пройти интересный путь. Начинающий специалист оправдал надежды своего земляка: много работал и учился. В 85-ом окончил курсы директоров совхозов, в 91-ом очно поступил в Московскую академию управления.

-6

Дважды отказался возглавить предприятие

Выпускник-управленец успел побывать на профессиональных курсах в Минске, Киеве, Москве, Риге. Понимал, что в Советском Союзе намечались кардинальные перемены. Тем временем совхоз «Ильинский» жил своей жизнью, приходил один руководитель за другим, некоторых переводили в район. За семь лет в хозяйстве сменилось с десяток директоров. Александр Головчун оставался главным инженером, ему подчинялись все, кто ремонтировал технику и работал на ней. Вскоре возглавил хозяйство Виталий Угненко, на которого равнялся в подростковом возрасте Александр. Так случилось, что их трудовые пути на долгие десятилетия крепко соединились. Потом и Виталий Лукьянович занял высокий пост, переехал в Довольное, но уже тогда сказал, что Александр Головчун всё равно займёт главный пост в хозяйстве.

Дважды на непродолжительное время инженер исполнял обязанности руководителя, но отметал все возможности его назначения на эту должность. Пришлось делать выбор, когда в конце 91-го президент подписал указ о реорганизации колхозов и совхозов.

«Понимал, что уже нет той страны, мы живем в другое время, нужно по-новому выстраивать отношения. Предложили выдвинуть свою кандидатуру на должность председателя, согласился. За меня проголосовали работники нашего хозяйства, победил с большим отрывом. Я сказал землякам, что надеяться абсолютно не на кого: как поведём производство, так и будем жить», – рассказал он о том периоде.

Не всем совхозам удалось пережить лихие 90-ые: из 13 сельхозпредприятий сохранили коллективное хозяйство только ильинцы.

-7

Расчётливость и профессиональное чутьё

Начинать руководить 33-летнему Александру Головчуну пришлось в самые тяжёлые годы для страны, экономики и сельского хозяйства. Негативные веяния изменений почувствовали на себе в 93-м году. Тогда их спасли от банкротства только расчётливость Александра Петровича и его профессиональное чутьё.

«В те годы мы застраховали посевы в государственной компании. Урожая не получили. Несколько лет судились за выплаты и смогли получить большие деньги, раз в семь больше, чем они должны были заплатить, что нас и спасло. Это были конец 94-го и 95-й годы. Правда, нашу продукцию сложно было реализовать», – поделился руководитель.

В конце 90-ых произошёл дефолт, доллар с 5-6 рублей вырос до 20-24-х, это сыграло на руку аграриям. Закрытое акционерное общество «Ильинское» начало продавать молоко, мясо и зерно. Как говорит Александр Головчун, стало легче жить.

-8

«Не гнался за небывалыми урожаями»

В «нулевые» жить стало легче. Для руководителя важно, чтобы на счетах были деньги. Продукция реализовывалась. Александр Головчун ориентировался на запросы рынка, просчитывал, что выгоднее сразу продать, а что лучше придержать. Своевременно приобретали семена, запчасти на технику, топливо, вовремя выплачивали заработную плату.

«Начали забывать, что такое не иметь денег, но не шагали широко. Моя позиция неизменна: я не гнался и не гонюсь за высокими надоями, за небывалыми урожаями. Важно получить продукцию дешевле, когда она рентабельная, чтобы было за что купить необходимые ресурсы, в том числе и сельхозтехнику. Так мы жили и сегодня живём», – пояснил Александр Петрович.

Эта вдумчивая, выверенная позиция позволяла оставаться в числе сильных и стабильно работающих хозяйств.

-9

Масштабы ильинского полеводства

ЗАО «Ильинское» – одно из крупных в Доволенском районе с площадью земель 52287 га, из них сельхозугодий – 39 891, пашни – 12102. Только в этом году было посеяно 6070 га пшеницы. Аграрии намолотили 8652 тонны при урожайности в 13,2 ц/га: из них пшеницы – 7773 т. По мнению руководителя, на одном полеводстве не выжить: зерно низкого качества, продают его дешевле себестоимости.   Поэтому ильинское животноводство включает около 2000 голов крупного рогатого скота, из них молочного направления – порядка 1700, в том числе коров – 800. За 9 месяцев 2024-го аграрии получили 3000 тонн молока: надой на одну корову составил – 3750 кг, ежедневный – более 11 кг.

В хозяйстве работает новая техника – комбайны, трактора, агрегаты, но остались старые надёжные четыре «Кировца».

«Конечно, К-700 часто ломаются, механизаторы ремонтируют, но эта техника по надёжности не хуже современной, уступает только в комфорте», – отметил Александр Головчун.
-10

Верен селу и сельхозпредприятию

За долгий период существования хозяйства ильинцы не были даже близки к банкротству. Один из факторов стабильности, по мнению Александра Головчуна, это люди, с которыми он рос, жил и работал в одном селе.

«Приходилось принимать сложные решения и в отношении людей, которые старше тебя. Хорошо знал земляков, они предполагали, чего ожидать от меня. Я всем благодарен, кто работал и работает со мной и болеет душой за предприятие», – говорит Александр Петрович.

Вспомнилась одна их передовых и знаменитых в хозяйстве и районе доярка Мария Ивановна Шварева, всю жизнь отдавшая своему совхозу, пережившая рассвет в советскую эпоху и работавшая в 90-е. Труд доярки в то время лёгким не назовёшь, но она работала с огоньком, с песней.

«Это был 93-й или 94-й годы. Зашёл на ферму, Мария Ивановна встретила, громко ругаясь, мол, в навозе, холодно, сыро, зарплата небольшая и той нет, тогда были задержки. Отвечаю: «Надо потерпеть». Она ещё громче, мол, уходят все на биржу, там платят. Вновь обратился к ней: «И вы увольтесь и идите». Она замолчала, на меня посмотрела: «Я никогда не пойду». Вот такие и есть люди труда», – пояснил руководитель.
-11

Он так же, как и передовая доярка, предан своей малой родине, предприятию. За эти годы удостоен: медали «За труды по сельскому хозяйству», Ордена Почета, звания «Почетный работник агропромышленного комплекса России», а также знака отличия «За заслуги перед Новосибирской областью» и неоднократно почётными грамотами губернатора региона и Доволенского района.

«Я этим горжусь. За все эти четыре десятилетия никуда работать не уезжал. Это не моё. Как-то Степан Васильевич Дорохов, один из бывших директоров сельхозпредприятия в районе, сказал, что не помнит, кто так долго руководил бы хозяйством, как он. Ему уже 74 года», – подчеркнул Александр Петрович.

Знания, подкреплённые опытом, всегда давали ему понимание, что нельзя изменить политику государства и погоду.

«Воспринимал это как должное, да, иногда неприятно, обидно, тяжело, но к этому всегда был готов. Я – реалист», – подытожил сибиряк.

Автор: Ольга Левина
Агентство новостей
ОТС-Горсайт