Найти в Дзене
Журнал Calend.ru

Герои и роли Савелия Крамарова: шесть «Вась», двое «Косых» и один «человек из КГБ»

Оглавление

Его не приняли в театральный институт, и ему пришлось поступить в лесотехнический. Он рассылал свои фотографии на все киностудии страны, и только от одной из них получил ответ. Он отказался от роли Петрухи в «Белом солнце пустыни» и до конца жизни сожалел об этом. Все это – о Савелии Крамарове.

Савелий Крамаров. Фото: kinopoisk.ru

Его называли «королем эпизода» за умение создать за мизерное экранное время настолько запоминающихся персонажей, что зритель мог даже название фильма не помнить, а вот образ, созданный на экране Крамаровым, запоминался навсегда.

«В кино я научился многому. Кем только не был. Даже тем, кем не хотел», – в шутку говорил Савелий Викторович.

Сегодня вспоминаем интересных и странных эпизодических героев, воплощенных на экране Савелием Крамаровым.

Конечно, Вася!

Среди актеров ходила даже шутка о том, что имя Вася подходит Савелию Крамарову гораздо больше, чем его собственное. Он сыграл шесть самых разных Вась за свою творческую карьеру.

Первый Вася был очень фактурным и запоминающимся, это было в фильме «Ребята с нашего двора», дебютном для Крамарова. В фильме рассказывалось о группе юношей, возглавляемой хулиганом Васькой Ржавым, которого и сыграл Савелий Викторович. Этот короткометражный кинофильм был курсовой работой студентов ВГИКа Алексея Салтыкова и Арсения Ястребова, и помимо Крамарова в ленте снялись Элем Климов, Валерий Панарин, Валерий Носик.

Второй Вася — хулиган Васька Коноплянистый, это был персонаж мелодрамы «Прощайте, голуби». Крамаров очень точно и сочно сыграл здесь великовозрастного балбеса, который носится со своим мотоциклом, больше напоминающим рухлядь, и все пытается выгодно его продать.

Третий Вася – уже персонаж преклонных лет, а точнее Вася-дедушка в «Сказке о потерянном времени». Там Крамаров загримирован, но даже борода не способна скрыть его неповторимую «фирменную» мимику.

-2

Кадр из фильма «Сказка о потерянном времени», 1964

В фильме «Формула радуги» герой Крамарова обозначен как «Вася, пьющий отдыхающий». Этот фильм был снят в 1966 году, там партнерами по кадру у Савелия Викторовича были Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян и Наталья Варлей.

Еще одного Васю, актера театра в новелле «Что наша жизнь?! Или что наша жизнь?!» из киноальманаха «Ау-у!», Крамаров сыграл в 1975 году. Поскольку это был сборник дебютных работ молодых режиссеров, данная роль не приобрела широкой известности. Она интересна тем, что Крамаров здесь играет актера Васю, который играет герцога Луазье.

И последнего своего «Васю» Крамаров сыграл в фильме «Русский бизнес»: эта роль стала последней для Крамарова в российском кинематографе, но зато для режиссера Михаила Кокшенова фильм стал, напротив, режиссерским дебютом.

Двое «Косых» и один одноглазый

Крамарова считали мастером крылатых кинофраз, и даже если сама фраза была придумана не им, а прописана в сценарии, он умел сказать ее с экрана так, что она тут же уходила в народ. Так случилось, что наиболее богатыми на крылатые фразы стали фильмы, в которых Крамаров сыграл роли-тезки — персонажей по кличке «Косой»: это Фёдор Петрович Ермаков или «Косой» в «Джентльменах удачи» и Илюха Верехов, «Косой» «бурнаш» в фильме «Неуловимые мстители». Вот лишь немногие крылатые фразы из них:

— «А вдоль дорогие мертвые с косами стоять… И тишина…» эта крылатая фраза не теряет своей популярности по сей день и превратилась в интернет-мем,— «Чуть что — сразу Косой!»,— «Кто ж его посадит?! Он же памятник!»— «Всё. Кина не будет. Электричество кончилось».

А в фильме «12 стульев» 1971 года ему и вовсе досталась роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках. Интересно, что в другой версии, уже 1976 года, режиссер Марк Захаров доверил Крамарову роль Виктора Михайловича Полесова, слесаря-интеллигента, и поклонники творчества Крамарова до сих пор спорят, какая из этих ролей была более «крамаровской».

-3

Кадр из фильма «12 стульев», 1971

От болтливого водителя «ГАЗика» до «человека из КГБ»

Савелию Крамарову всегда доставались роли особенные или он сам их такими делал. Слово «хулиган» встречается в списке его ролей чуть ли не в каждой второй строчке. Там есть «тунеядец» и «поэт-графоман», «анархист» и «болтливый водитель «ГАЗика», «пешеход-нарушитель с авоськой» и «дьяк Посольского Приказу», «подсудимый с «хорошими глазами» и «человек из КГБ».

«Я играю дураков, поэтому меня везде воспринимают как родного» — подшучивал Крамаров сам над собой.

Но даже крохотную роль типа друга Завитушкина из новеллы «Свадебное происшествие» сборника «Не может быть!» умудрялся сыграть так, что затмевал исполнителей главных ролей. И очень жаль, что в Голливуде так и не смогли разглядеть его блестящий талант, а если разглядели, то не смогли найти ему идеальное применение.

-4

Леонид Куравлёв и Савелий Крамаров, кадр из фильма «Не может быть!», 1975

В этом актере было уникальное сочетание врожденного актерского мастерства, мощного комедийного темперамента, выигрышной для комика внешности и бесконечного обаяния, подкрепленного потрясающей мимикой. И хотя он играл преимущественно отрицательных персонажей, к ним нельзя было относиться негативно: они, скорее, вызывали улыбку – такими безобидными в своей глупости получались.

———————————————————————————————
Марина Опарина
Специально для Журнала Calend.ru