1. Для смены аккордовой прогрессии иногда достаточно просто переставить эти аккорды местами. Иногда сократить прогрессию, сделав ее на один аккорд меньше, либо добавить еще один аккорд в прогрессию.
2. Для смены аккордовой прогрессии в разных частях трека можно просто менять темп исполнения этих же аккордов. Если в куплете идет медленная смена аккордов, то в припеве сделайте быстрее в два раза. Либо наоборот.
3. Иногда для развития аккордовой прогрессии в следующих повторениях можно один из аккордов сделать вместо мажора минорным. Либо наоборот. Например, если в вашей аккордовой прогрессии имеются два мажорных и два минорных аккорда, то один из двух мажорных аккордов можно превратить в минорный, опустив серединную ноту на полтона. Это создаст необычный эффект легкой смены гармонии.
Любые мажорные аккорды в нижних нотах имеют расстояние 4 полутона, а любые минорные аккорды - 3 полутона. Таким образом вы сами можете следить за «мажорностью» либо «минорностью» звучания ваших аккордов.
(Полутон – самое маленькое расстояние между нотами)
4. Использовать ритмические сдвиги и смену ритмического рисунка аккордов. Если в куплете более спокойная и более равномерная смена аккордов, то в припеве можно сделать более импульсивный ритм, где некоторые аккорды будут долго звучать, а некоторые коротко. Например, играть синкопировано – т.е. сдвигая относительно тактовой сетки некоторые аккорды. Это создаст увеличение напряжения и динамику.
Одинаковые по длительности аккорды дают спокойное восприятие. Аккорды, у которых длина звучания разная – будут усиливать эмоциональное возбуждение.
5. Использовать аккорды в разных ладах. Например, в куплете использовать аккорды натурального минора, а в припеве - фригийского или дорийского лада, применяя правило выбранного лада.
Вы можете использовать лад, исходя из ваших задач. Каждый лад придает гармонии свою характеристику и настроение.
Скачайте эту и другие такие таблицы на сайте www.musatlas.ru
Выбирая лад, необходимо будет использовать правило для всех нотных партий: мелодии, аккордов, баса, плаков и других, где встречаются ноты тональности. Именно тогда все эти партии будут передавать характер выбранного лада.
Примерные характеристики представленных ладов:
- Лидийский (в мажоре) – светлый, легкий, удивительный, радостный.
- Ионийский (мажоре) – он звучит также, как и обычная мажорная тональность.
- Миксолидиский (в мажоре) – дерзкий, деловой, вальяжный, уверенный, радостный.
- Дорийский (в миноре) – сказочный, волшебный, светлый, удивительный.
- Эолийский (в миноре) – он звучит также, как и обычная минорная тональность.
- Фригийский (в миноре) – темный, мрачный, жутковатый, серьезный, пугающий.
- Локрийский (в миноре) – зомбический, мрачный, темный, завораживающий.
6. Использовать «осветление» или «потемнение» звучания аккордовой прогрессии в разных частях произведения. Например, в танцевальной части использовать больше мажорных аккордов, чем минорных, а в более спокойной части – наоборот.
В зависимости от состава нот и их расстояний внутри аккорда, его звучание будет различно.
Можно использовать подходящие по характеру аккорды в одной прогрессии, выбирая более мягкое, либо более насыщенное звучание.
7. Использовать контраст с количеством аккордов в разных частях. Если «яма» (более спокойная часть композиции) и нужны эмоции – использовать больше аккордов и мелодии. Если «дроп» (танцевальная часть) и нужна энергия – меньше аккордов (лучше один) и мелодию с минимумом нот. Можно использовать эффект «остинато», т.е. постоянное зацикливание одной небольшой мелодии. Для энергичной части в основном выбирают тонический аккорд – это аккорд от первой ступени вашей тональности.
Аккордовая прогрессия, которая преимущественно спускается вниз спокойным темпом, и каждый аккорд находится ниже предыдущего – звучит спокойно и расслабляюще. Если аккордовая прогрессия поднимается по звучанию выше и длительность звучания каждого аккорда разная – такая прогрессия возбуждает эмоционально.
8. Для получения слегка мистического звучания в гармонии, несколько минорных аккордов можно расположить на расстоянии в полутон друг от друга. Такое расположение аккордов по-умолчанию не может встречаться в тональности, поэтому у слушателей и возникает ощущение слегка необычной и мистической гармонии.
9. Обращение аккордов и расширение их звучания. Если у всех аккордов их серединные ноты перенести на октаву выше, то вы сможете получить объем в звучании и более мелодическую гармонию.
(Октава – расстояние в 12 полутонов)
Этот эффект возникает за счет того, что часто, верхние звуки аккордов нами слышны лучше и психологически воспринимаются как мелодия.
Также вы можете перенести на октаву выше или ниже только часть нот у аккордов, собрав все аккорды примерно в одном диапазоне. Такой более плавный переход между аккордами звучит легче, и проще воспринимается слушателями.
10. Арпеджио – попеременное проигрывание нот из аккордов. Арпеджио из аккордов в различной вариации создаст более спокойное восприятие гармонии. Как правило, арпеджио в аккордах создает больше мелодичности и нежности.
Как вы используете аккорды в музыке?
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
🤩 Risha Manis - музыкант, композитор, музыкальный педагог
Об авторе https://www.rishamanis.com/
Видеокурсы 👉 https://musatlas.ru/courses
Услуги 👉 https://musatlas.ru/uslugi
■□■□■□■□■□■□■□■□■□
Способы связи со мной:
Телеграм 👉 https://t.me/rishamanis_mus
ВК 👉 https://vk.com/rishamanismus
Рутуб 👉 https://rutube.ru/u/rishamanis/
Ютуб 👉 https://www.youtube.com/c/RishaManis
Почта 👉 rishamanis@yahoo.com
Сайт 👉 https://www.rishamanis.com/
■□■□■□■□■□■□■□■□■□