Найти тему
Егор Ф

Сталинские высотки

Со зданиями, ставшими архитектурными символами столицы, связано множество заблуждений, и главным из них является их количество. Вряд ли кто-либо, услышав вопрос «Сколько сталинских высоток в Москве?», ответит: «восемь». Однако именно столько изначально планировалось. Мы предлагаем погрузиться в историю этого грандиозного проекта и узнать интересные факты о каждой из «семи сестер».

Каждое из этих зданий, словно застывшие в вечном танце, рассказывает свою уникальную историю, отражая не только архитектурные амбиции времени, но и истоки культурной идентичности Москвы. Сталинские высотки стали свидетелями истории, прошедшей через светлые дни и смутные времена, и всякий раз, смотря на их величие, можно ощутить дыхание эпохи. Погрузитесь в их историю и откройте для себя тайны, о которых молчат даже камни.

История возникновения

В начале 1947 года И. В. Сталин предложил и Совет Министров СССР одобрил масштабный проект по строительству первых сталинских небоскрёбов в столице, приурочив его к 800-летию города. 7 сентября того же года, в день празднования, были символически заложены первые камни в основание восьми гигантских зданий. На сегодняшний день семь из них по-прежнему придают Москве свой уникальный облик, тогда как восьмая высотка не была реализована.

Строительство самого внушительного из сталинских небоскрёбов было остановлено вскоре после кончины вождя. Фундамент, заложенный под его возведение, впоследствии использовался для гостиницы «Россия», которая позднее была снесена. В 2017 году на месте предполагаемой «восьмой высотки» был разбит парк «Зарядье».

Сталинские высотки в Москве должны были стать не только первыми небоскрёбами в столице СССР, но и одними из первых так называемых микрогосударств — жилых и административных комплексов, включающих в себя всё необходимое для повседневной жизни: магазины, парковки, бассейны и даже кинотеатры. Эти грандиозные строения, возвышающиеся над городом, символизировали мощь и величие Советского Союза, отражая амбициозные стремления новой эпохи.

Архитектурные формы этих высоток сочетают в себе элементы классицизма и конструктивизма, создавая уникальный облик, который поражает воображение. Каждый из небоскрёбов становится не просто зданием, а целой экосистемой, где жильцы могут найти всё необходимое в шаговой доступности. Проектирование подобных комплексов сулило новые горизонты для градостроительства, открывая возможности для создания уютной и комфортабельной городской среды.

Современные москвичи, живущие по соседству с этими монументальными сооружениями, часто вспоминают о том, как высотки стали не просто архитектурными достижениями, а символами времени, наполненного надеждами и устремлениями, которые до сих пор влияют на жизнь столицы.

Главное здание МГУ

Этот объект является одним из самых знаковых среди «семи сестёр». Он представляет собой не только центральное здание знаменитого университета нашей страны, но и важнейшую достопримечательность Воробьёвых гор. Строительство началось раньше, чем у остальных, и вплоть до 1990-х годов здание сохраняло титул самого высокого сооружения в Европе — 240 метров с учетом шпиля.

Основное здание МГУ, сокращенно именуемое студентами и преподавателями как «ГЗ», наиболее ярко отражает концепцию «микрогосударства». Здесь размещены не только учебные аудитории и кабинеты администрации, но и: общежитие, квартиры для сотрудников и преподавателей, актовый зал, бассейн, столовая, театральная студия, магазины и даже собственное отделение почты. В связи с этим появилась известная история о студенте, который в течение целого года не покидал территорию ГЗ из-за отсутствия такой необходимости.

Интерьеры общих пространств главного здания МГУ сами по себе представляют историческую ценность: здесь сохранились не только мозаичные панно и памятные плиты, но и светильники и дверные ручки, установленные в советский период.

Когда началась разработка проекта для этого здания, Воробьёвы горы были всего лишь окраиной Москвы, состоящей из одноэтажных деревянных построек. Тем не менее, план возведения столь грандиозного сооружения, в котором будут обучаться, трудиться и жить выдающиеся умы страны, выглядел поистине амбициозным.

По первоначальному замыслу одного из проектов, отличие главного здания должно было заключаться не в шпиле с звездой, а в монументальной статуе Ломоносова — основателя Московского университета. Однако, по приказу Сталина, эта фигура была заменена на шпиль, увенчанный звездой, который со временем стал одним из знаковых элементов вуза. Официальное открытие главного корпуса МГУ состоялось в День знаний, 1 сентября 1953 года.

Гостиница «Украина»

Отель, который сменил своё название на Radisson Collection Hotel в 2010 году, продолжает неофициально именоваться по старому. Изначально планировалось, что гостиница получит название «Дорогомиловская», однако в связи с 300-летием воссоединения России и Украины, отмечаемым в 1954 году, её название было изменено по указу Хрущёва.

Эта сталинская высотка занимает второе место по высоте после главного корпуса МГУ. С высотой 206 метров и 34 этажами, она увенчана шпилем высотой 73 метра. Хотя отель известен как гостиница, в его боковых крыльях расположены жилые корпуса с квартирами. Эти жилые зоны не имеют связи с центральной частью здания и оборудованы отдельными входами, лифтами и вестибюлями.

Мало кто осознаёт, что данный отель также выполняет функции музея. В его коллекции хранится свыше тысяч произведений искусства XX века, включая скульптуры, которые частично датируются советским периодом, а другие были приобретены новыми владельцами после приватизации здания. В фойе расположена диорама, на которой изображены виды Москвы, позволяющая изучать историю городской архитектуры. Модель показывает столицу 1977 года, охватывая территорию от Лужников до Земляного вала, в масштабе 1:75. Особую атмосферу диораме придаёт смена времени суток: день плавно переходит в ночь, и в окнах показанных зданий загорается свет.

Поскольку это здание является гостиницей, экскурсию по нему может организовать любой желающий. Гости могут прогуляться по коридорам, заглянуть в бар на 31-м этаже и насладиться панорамным видом на город с площадки для обозрения.

Высотное здание на Котельнической набережной

Ближайшую к Кремлю "сестру" можно считать настоящим архитектурным проектом. Её боковые части изначально были независимыми зданиями, возведёнными задолго до сталинской эпохи. В дальнейшем между ними была встроена центральная, 32-этажная секция, объединившая всю структуру в одно целое.

После завершения строительства в 1953 году это высотное здание на Котельнической мгновенно стало самым высоким жилым домом в мире, достигая высоты в 176 метров вместе со шпилем. Лишь в 1964 году это звание перешло к небоскрёбу Lake Shore Plaza в США.

Снаружи дом выглядит с балконами, однако в Котельнической высотке они лишь декоративны — доступ для жильцов к ним закрыт. Это было объяснено близостью к Кремлю и важным государственным объектам, расположенным на тогдашней площади Ногина.

Квартиры в высотной секции здания, кроме основного входа, снабжены дополнительным черным ходом, который ведет к боковым лестницам. Назначение этого входа остается загадкой: возможно, он предназначался для рабочих, или, по слухам, использовался для тайного вывода жильцов сотрудниками КГБ.

Однако не только наличие этого черного хода способствовало появлению городских легенд. По информации одних источников, в 32-этажном доме расположено 540 квартир, в то время как другие указывают на 700. Разница в 160 квартир объясняется присутствием секретных помещений для сотрудников силовых структур и даже скрытых этажей, которые могли быть расположены как в башне здания, так и в его подземной части.

Здание Министерства иностранных дел

Эта сталинская высотка на протяжении своей истории претерпела множество изменений, которые, кажется, продолжаются и в наше время. Первоначально здесь собирались возвести Дом иностранного туризма. Строительство даже стартовало, однако, как только первый корпус был завершён, работы остановили.

Спустя несколько лет проект был переименован в Дом пролетарского туризма и экскурсий, и работы по строительству продолжились. В 1939 году концепция кардинально изменилась — было принято решение о возведении здания для администрации Наркомата мясной и молочной промышленности. Два корпуса, завершенные к тому времени, должны были стать боковыми флигелями для нового сооружения. Хотя Великая Отечественная война остановила этот проект, общая схема постройки послужила основой для дальнейшего строительства здания Министерства иностранных дел.

Интересно отметить, что в начальных планах небоскрёба, в отличие от других подобных зданий, шпиль вовсе не предусматривался. Согласно первоначальному проекту, крыша здания должна была быть горизонтальной. Существует миф, что сам Иосиф Сталин, просматривая чертежи почти завершенного сооружения, приложил к его вершине остаток карандаша и приказал установить шпиль.

Однако, поскольку проект не предусматривал дополнительных конструктивных элементов, для создания шпиля решили воспользоваться лёгким, но совершенно незначительным по долговечности металлом. Именно поэтому здание Министерства иностранных дел — единственная сталинская высотка, у которой шпиль не увенчан звездой. Он не был установлен, так как его вес оказался слишком великим.

Лёгкая металлическая конструкция оказалась и очень хрупкой: быстро начала корродировать и покрылась ржавчиной. Поэтому в 2017 году шпиль демонтировали, а на его месте был установлен новый.

Кудринская площадь и её высотка

Почти все «сестры» были возведены как многофункциональные здания, включающие в себя как жилые, так и офисные площади. Исключениями стали лишь два здания, которые полностью предназначены для жилищных нужд — это дома, расположенные на Котельнической набережной и на Кудринской площади.

В 22-этажном здании, состоящем из 452 квартир, в советские времена его называли «Домом авиаторов» или «Гастрономом». Первое название возникло из-за того, что строительство этого небоскрёба было поручено Министерству авиационной промышленности, а также из-за того, что его жильцами часто становились известные лётчики и руководители авиационных предприятий и НИИ. Второе название связано с тем, что на первом этаже располагался один из крупнейших гастрономов города, который ничем не уступал знаменитому Гастроном №1 на Красной площади.

Для удобства жителей дома были предусмотрены разнообразные услуги: в подвале находилась автостоянка, на первом этаже — помещения для хранения велосипедов и колясок, а все квартиры были оснащены современными электрическими приборами по последнему слову советской техники. Среди общественных учреждений, помимо гастронома, в здании располагался кинотеатр «Пламя» с двумя залами.

Внутреннее убранство, хоть и не такое впечатляющее, как у других сталинских высоток, тем не менее, было весьма выразительным для времени, когда здание было открыто в 1954 году. Здесь можно было увидеть мраморные колонны, цветные витражи, дубовые двери и паркет, а также светильники, напоминающие канделябры. Однако квартиры оказались относительно небольшими — с потолками высотой 3,30 метра, кабинки площадью 10-12 м² выглядели как узкие и тёмные ниши. Тем не менее, это не помешало дому оставаться элитным на протяжении многих десятилетий.

Высотка у Красных Ворот

Данное здание состоит из жилых помещений и офисов, не выделяясь ни своим внешним обликом, ни внутренним оформлением среди прочих «сестёр». Архитектурный стиль остаётся в рамках советского ар-деко с пропорционально оформленными боковыми частями и центральной частью, уходящей вверх.

Оформление вестибюлей и лестниц отличается сдержанностью, без излишней резьбы, крупных панно или витражей. Однако простота интерьеров этой высотки с лихвой компенсирована интересной историей её создания и смелыми архитектурными решениями.

Когда выбирали локацию для нового здания, решение было принято довольно быстро. Около площади трёх вокзалов и удобный пустырь, соседствующий с Садовым кольцом, играли решающую роль, а главным фактором стала близость станции метро, где во времена войны находился бункер Министерства путей сообщения. Именно это министерство взяло на себя ответственность за строительство высотного дома и поставило перед архитекторами и инженерами задачу невероятной сложности: возвести 138-метровое здание на участке с одним из сторон, представляющим собой нестабильный грунт, известный как «плавун».

Если бы «плавун» находился на большом глубоком уровне, его можно было бы заморозить, как это делали при строительстве метрополитена. Но здесь он выступал немного над поверхностью, что означало, что во время процесса заморозки и укрепления, уровень земли мог значительно подняться. Архитекторы решили пойти на риск и спроектировали здание с наклоном, рассчитывая на то, что после завершения строительства грунт «усядется», и высотка станет ровной.

Гостиница Ленинградская

Её вестибюль оформлен таким образом, что создает впечатление либо царственного терема, либо церкви, либо одной из палатов Кремля. Здесь можно увидеть изысканное резное дерево, позолоту, ярко раскрашенные потолки, необычные карнизы и стильные светильники. Лифтовый холл напоминает алтарную нишу, а люстры на лестничных пролетах выглядят как церковные паникадилы. Интересно, что главная люстра, установленная сразу после завершения строительства, была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая длинная в мире. Она спускается в виде 15-метровой бронзовой гирлянды и способна одновременно освещать пять этажей.

С момента открытия здания в 1953 году и до начала перестройки «Ленинградская» считалась одной из лучших гостиниц в стране. Номера были оборудованы всеми удобствами, а две котельные (одна из которых была резервной) обеспечивали постоянную подачу горячей воды. В этой гостинице также действовали одни из первых в Союзе систем вентиляции и кондиционирования воздуха.

Тем не менее, уже к середине 1990 х годов состояние номерного фонда находилось на таком уровне, что новые владельцы здания решили не только обновить интерьер комнат, но и осуществить серьезную перепланировку. На сегодняшний день от исторической «Ленинградской» в интерьере номеров не осталось ничего. Однако вестибюль и лестницы все еще восхищают своим великолепием. Каждый желающий может насладиться ими, поскольку вход в отель открыт для всех.

Тайные подземные миры

Безусловно, привлекают внимание любителей мистики не только вершины сталинских высоток, но и их глубинные этажи. Наиболее много легенд связано с подземельями главного корпуса МГУ.